Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430) — христианский теолог, епископ г. Гиппона
(Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма как главного в то
время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главное
произведение Августина Блаженного — "О граде Божьем" — на протяжении столетий
стало распространенным религиозно-философским трактатом, на который опирались
средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.
Соотношение веры и знания.
Особенность избранного августином пути самопознания – его обращение к Богу. Я
познаю себя самого лишь в свете истины Того, в Ком я всегда уже познан (сотворен).
Человек может раскрыть возможности своего познания в вере, и наоборот, знание
укрепляет веру: «Веруй, чтобы познавать; познавай, чтобы веровать (credeutintelligas;
intelligeutcredas)». Согласно Августину, следует «познать в свете разума то, что уже
прежде принято верой».
Что касается вопроса о соотношении веры и знания, то Августин исходил из того, что
познание имеет 2 источника: собственный опыт и знания, приобретенные от других;
последние и есть вера. Через собственный опыт путь к истине долгий и ненадежный,
ибо «пустое и жадное любопытство рядится в одежду знания и науки». В «Исповеди»
Августин поведал, как он предпринимал много долгих и безуспешных попыток достичь
истины с помощью только разума. Но истина открылась ему лишь с обретением веры,
когда после долгих духовных блужданий он был обращен в христианство. Только тогда
он понял, что самый надежный путь к истине не тот, который начинается с разума, а затем
ведет к вере, а тот, который начинается в Откровении, в вере, а затем ведет дальше, к
разуму, к пониманию. «Понимание есть вознаграждение веры», – сделал вывод Августин.
Подобно Оригену, он строил свою философско-религиозную доктрину на основе
христианского Священного Писания, толкуемого рационалистически, с позиции разума.