пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

19. Социобиологическая эволюция общества. Зоологические объединения. Человеческое стадо.


Человеческое общество является результатом эволюции природы, а не ее органической частью. Социальное взаимодействие (или интеракция) возможно только там, где есть индивиды, обладающие осознанными намерениями, целями, потребностями и интересами. Стадо предлюдей - относительно большая (до 40 особей) и достаточно устойчивая группа, члены которой постоянно держались вместе и поддерживали отношения, знали друг друга и отличали <своих> от <чужих>. Основу стада, образовывали не отцовско-материнские, а материнско-детские группы. Взрослые самцы предпочитали одинокий образ жизни. Между самцами и самками связь была слабее чем между самкой и детенышем. Происходит качественное изменение хозяйственной жизни - от прикармливания человек переходит к собирательству, то есть к систематическому поиску растительной пищи, транспортированию ее на стоянку, складированию и хранению ее для будущего потребления. Отложенное потребление, не поедание сразу и на месте - характерная черта собирательства. Другая особенность - использование простейших орудий труда, а именно палки-копалки. Мужчины и женщины охотились на мелких животных и дичь. Охота на крупных животных появится много позже. На этом этапе четко выраженного разделения труда между полами, видимо, еще не было. Важным моментом, характеризующим качественное развитие человеческого стада, стало обуздание полового инстинкта и создание первых социальных норм - запретов (табу). Все многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляет типологию. Итак, на начальной фазе человеческое общество состояло из охотников и собирателей. Примерно 500 тыс. лет назад возникли первые формы разделения труда: мужчины охотились, часто рискуя жизнью, а женщины продолжали заниматься собирательством. Благодаря тому, что технический прогресс постоянно двигался вперед и соответственно ему развивались средства производства, классификация типов хозяйственной культуры носит эволюционный характер. Самый древний тип хозяйственной культуры - охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным - существовало сотни тысяч лет. Ранний период называютпериодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество) и огородничество (простейшее фермерство). Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели - бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него - земледелие. Таким образом, огородничество - переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги - деревянному, а позже железному плугу. С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности - необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни.
В первобытную эпоху существовало так называемое простое общество (термин антропологов, обозначающий один уровень управления, отсутствие экономического неравенства и социальной дифференциации), в котором жили охотники и собиратели, а затем ранние земледельцы и скотоводы. До сих пор в различных регионах необъятной планеты исследователи обнаруживают живые осколки старины - примитивные племена бродячих охотников и собирателей. В науке принято выделять два типа (два этапа развития) простых обществ: локальные группы и первобытные общины. Второй этап - община - в свою очередь подразделяется на два периода: а) родовая община, б) соседская община. Локальные группы (за рубежом они называются <бандами>, или отрядами) представляют собой небольшие объединения (от 20 до 60 человек) примитивных собирателей и охотников, связанных кровным родством, ведущих бродячий образ жизни. Охота и собирательство относятся к так называемому хищническому, или потребляющему хозяйствованию: человек срывает растения, ничего не сажая взамен, убивает животных, не восстанавливая их поголовье за счет искусственного разведения. Бродячие группы охотников и собирателей не имели постоянного жилья. Их заменяли временные пристанища. Уходя на долгую охоту, мужчины возводили временные лагеря, где оставляли женщин, детей и стариков. Небольшие мобильные группы сильных людей перемещались на очень далекие расстояния, охотясь или собирая растения. Для одной такой группы требовалась площадь в несколько сот квадратных километров. Когда запасы пищи на данном месте исчерпаны, группа откочевывает в другое место. Маршруты их миграции зависят от сезонных созреваний плодов, нереста рыбы, передвижения и размножения животных. За год группа 4 - 5 раз меняла место стоянки. Ее имущество ограничивалось тем, что люди могли легко унести с собой. На смену бродячим охотникам и собирателям постепенно пришли оседлые огородники и земледельцы, жившие общинами. Огороды устраивались просто: часть леса выкорчевывалась, пни сжигали, а примитивными палками-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превращались в культурные ( а благодаря каким процедурам это происходило - подумайте сами). Огородничество антропологи именуют иногда фермерством, а собирательство - фуражированием. Община - это союз нескольких сотен людей, связанных между собой узами кровного родства, взаимными браками, кооперацией труда, взаимовыручкой, совместной охраной территории. Вплоть до XX века в России существовали подобные общины, которые назывались поземельной общиной.

12.01.2014; 14:42
хиты: 105
рейтинг:0
Общественные науки
социология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь