1. Поток речи можно разделить на сегменты разного объема. Так, мы можем обнаружить в речи фразы, которые делятся на фонетические слова, фонетические слова – на слоги, слоги – на звуки. Возможно и более детальное членение речи: разделение фраз на синтагмы, а уже синтагм – на фонетические слова.
1. Фраза – фрагмент речи, объединенный интонацией и находящийся между паузами (обычно соответствует предложению). В следующем отрезке речи выделяется три фразы: а) Я почему вредным был? б) Потому что у меня велосипеда не было. в) А теперь я сразу добреть стану!
2. Фонетическое слово – фрагмент фразы, объединенный ударением. Примеры: а) велосипеда, б) у меня. Слова, не имеющие самостоятельного ударения, называются клитиками: Проклитики стоят перед словом, в котором есть ударный слог. Энклитики стоят после слова, в котором есть ударный слог.
3. Слог – часть фонетического слова, объединенная слогообразующим звуком. В некоторых языках слогообразующими могут быть не только гласные, но и согласные. Пример – чешский: vrh ‘верх’, vlk ‘волк’. Деление слова на слоги ≠ правила переноса. Правила переноса – это часть орфографических условностей. Например, в русском языке нельзя отрывать одну букву от слова при переносе, даже если эта буква обозначает целый слог (окунь). Слогораздел – это граница между соседними слогами одного слова. Принципы деления на слоги различаются по языкам. Существуют разные теории слога. В отечественном языкознании наиболее влиятельной является сонорная теория. Согласно этой теории, в русском языке слогораздел проходит между наиболее контрастными звуками. Выделяется 4 степени звучности:
- 1 – глухие согласные (только шум),
- 2 – звонкие согласные (есть тон, но его меньше, чем шума),
- 3 – сонорные согласные (тона больше, чем шума),
- 4 – гласные (только тон).
Ко-шка – 14-114. Кор-ка – 143-14.
Сонорные звуки очень звучные, поэтому они и могут выполнять слогообразующую функцию в ряде языков.
Типы слогов:
- По местоположению: начальные, конечные, срединные.
- По конечному звуку: открытые (заканчиваются на слогообразующий звук), закрытые (заканчиваются на неслогообразующий звук), полуоткрытые (заканчиваются на сонорный).
- По начальному звуку: прикрытые (начинаются на неслогообразующий звук) и неприкрытые (начинаются на слогообразующий звук).
4. Звук – минимальный сегмент в потоке речи, часть слога, которая произносится за одну артикуляцию. То, что является одним звуком в одном языке (произносится за одну артикуляцию), может быть несколькими звуками в другом (несколько артикуляций). Пример: аффриката [дж] в белорусском языке и два звука [д] и [ж] в русском языке.
2. интонация – один из компонентов просодии, суперсегментное фонетическое средство.
Элементы интонации: Тон (мелодика) – главный элемент во всех языках, кроме тоновых: в разных частях высказывания тон может повышаться, понижаться или оставаться ровным. Время, связанное с произнесением звуков: длительность (время, которое тратится на произнесение звука) и темп (количество звуков на единицу времени). Гласные (а иногда и согласные) могут растягиваться, темп речи замедляется на важных фрагментах и т.п. Интенсивность: одни части предложения произносятся громче и выразительнее, а другие – приглушенно. Тембр (окраска голоса). Например, в некоторых ситуациях голос может становиться более низким, «скрипучим» и т.п.: Да, сейчас. – Ага, щщааас. Паузы (включаются не всеми исследователями): Казнить, нельзя помиловать. – Казнить нельзя, помиловать. Англ. Panda eats shoots and leaves ‘Панда ест побеги и листья’ – Panda eats, shoots(,) and leaves ‘Панда ест, стреляет и уходит’.
Функции интонации: 1. Оформление высказывания. 2. Обозначение коммуникативной цели высказывания (утверждение, вопрос) и т.п. 3. Выделение новой информации. 4. Отражение грамматической структуры предложения. 5. Выражение эмоций говорящего и его отношения к чему-либо: по интонации мы можем узнать, какое у человека настроение, доволен он или раздражен и т.п. Интонация даже может изменить смысл высказывания на противоположный.
Интонация зависит не только от языка (в разных языках разные способы интонационного оформления высказываний), но и от обстановки общения, жанра речи, индивидуальных особенностей человека и других факторов. Так, интонация может характеризоваться как ораторская, дружеская, надменная и т.п. Как говорил Б. Шоу, «…есть пятьдесят способов сказать “да” и пятьсот способов сказать “нет” и только один способ это написать».