пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Термин «экспозиция» происходит от латинского «expositio» – выставлять, означает в широком смысле любую совокупность предметов, специально выставленных для обозрения.

Объектом нашего исследования будет только музейная экспозиция.

Ее основу составляют музейные предметы. Они становятся экспонатами, то есть предметами, выставленными для обозрения.

Понятие «экспозиция» в музееведении формировалось постепенно. Только к концу XIX в. в процессе роста и расширения музейных собраний происходит выделение из них «демонстрационных коллекций».

Экспозиция есть целостная предметно-пространственная система, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным научным и художественным замыслом.

Музейная экспозиция – основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений (А. М. Разгон).


Музейная коммуникация – осуществляется путем зрительного восприятия посетителями экспозиционных материалов, размещенных в определенном пространстве. В создании экспозиции участвуют  ученые и художники. На музейном поприще у науки и искусства единая цель – помочь человеку постигнуть логическую связь вещей и явлений, повести его к познанию мира через сотворчество и сопереживание. 

Восприятие экспозиции человеком состоит из 3-х частей/фаз:

  • 1 фаза – предкоммуникативная фаза – это багаж знаний, эмоций, представлений каждого посетителя;
  • 2 фаза – коммуникативная фаза – то самое, что что человек увидит, услышит, поймет непосредственно в экспозиционном зале; осматривая и знакомясь с экспозицией, посетитель общается с музейным автором, с музейным предметом и с другим посетителем
  • 3 фаза – посткоммуникативная фаза – то, что остается в памяти у человека. Билеты, буклеты. 

Экспонат – предмет, выставленный для обозрения.

– В качестве экспонатов могут выступать музейные предметы и «заменители» подлинников, то есть воспроизведения музейных предметов и внемузейных объектов, а также карты, схемы, диаграммы и другой научно-вспомогательный материал, необходимый для наглядного показа связей между предметами и раскрытия темы.

– Эта совокупность музейных предметов, воспроизведений, научновспомогательных материалов и текстов называется экспозиционными материалами.


Экспозиционный комплекс – это структурная единица экспозиции; группа предметов, объединенных по содержанию, образующих целостную композицию, создающих единый образ. Понятие «тематический или тематико-экспозиционный комплекс» предложил Дружинин Н.М.

– В комплексе могут объединиться разные экспонаты: вещи, документы, фото, научно-вспомогательные материалы, тексты.

– Внутри каждого комплекса выставленные материалы вступают во взаимодействие, «помогают» друг другу, могут взаимно подтвердить достоверность, усилить впечатление.

– Смысл, заключенный в комплексе, гораздо глубже, нежели сумма смыслов, заключенных в каждом отдельном экспонате. 

Срок износа экспозиции – морального и материального – 10- 15 лет. Проектируя и создавая новую экспозицию, в нее можно перенести часть старой.


Понятие «экспозиционер» ввел в музейный обиход Шмит Ф.И. 

Экспозиция есть синтез музейной деятельности. Исходя из этого, экспозиционер должен знать и уметь делать очень многое:

  1. обладать широким научным кругозором;
  2. иметь навыки исследовательской работы;
  3. иметь общую музееведческую подготовку;
  4. иметь специальные знания в области теории и методики экспозиционной работы, истории экспозиционной мысли;
  5. иметь прикладные навыки: ориентироваться в технике экспонирования различных музейных предметов и изготовления 9 воспроизведений, в подборе шрифтов и композиции текста, знать условия, гарантирующие сохранность экспонатов;
  6. учитывать требования педагогики;
  7. ориентироваться в вопросах психологии восприятия;
  8. разбираться в современных направлениях декоративнооформительского искусства и дизайна;
  9. иметь богатое воображение, чтобы представить себе экспозиционный материал, размещенный в пространстве;
  10. быть в состоянии придумать и создать музейный образ исторической действительности,
  11. говорить без слов, только вещами, предметами;
  12. раскрывать идеи, вложенные в каждый комплекс;
  13. воздействовать на познавательную и эмоциональную сферу человека, пришедшего в залы музея;
  14. выстраивать цепочки ассоциаций.

22.02.2021; 13:15
хиты: 50
рейтинг:0
Профессии и Прикладные науки
общественные дела
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь