В рамках данной теории фундаментальным в человеке являются его духовные составляющие. Приведем основные характеристики духовной жизни.
Экзистенциональный смысл вещи. Все живые существа подчинены одному требованию: заботе об обеспечении жизнедеятельности организма (это обеспечивают базовые инстинкты). Главной задачей живых существ является расположение живой природы для себя наилучшим образом. В этих вопросах человек схож с животными. Он также смотрит на мир заинтересованными глазами. Даже НТП служит для удовлетворения потребностей человека, что означает, что он не сильно отличается от животных. Дух – противостоит жизни. Только дух способен смотреть на вещи незаинтересованно, бескорыстно, выявляя в вещах не функциональный, а экзистенциональный смысл.
Идеакция.
Духовный взгляд человека способен постигать сущность вещи, а не только созерцать саму вещь, причем познание вещи происходит внезапно, как озарение: к примеру, человек способен постигать сущностное устройство мира в целом.
Рефлексия.
Благодаря рефлексивным способностям наш дух способен опредмечивать все психофизические составляющие. Сначала предметами выступают вещи внешнего мира, затем моё тело, а после моя душа (совокупность моей психической жизни). Все эти составляющие находятся в локальной точке пространства и времени, однако где находится дух? Дух погружается в ничто.
Дух не существует в мире, он представляет собой границу мира. Дух един, и разные люди – это всего лишь различные проявления этого единого духа, различные перспективы его взгляда на мир.