Как известно, в гносеологии существует множество теорий, которые иногда даже противоречат друг другу, следовательно представления истинности в различных теориях может быть различно. Перечислим наиболее известные и распространенные теории истинности в гносеологии.
Корреспондентная теория истинности предполагает соответствие субъективного разума вещам объективного мира. Данная теория истинности была известна уже в Средневековье, и именно тогда она приняла устойчивый вид. Данную теорию можно назвать классической, т.к. основная категориальная оппозиция в гносеологии (субъективизм-объективизм) была построена именно опираясь на данную теорию истинности (истина есть соответствие между разумом и вещью).
Когерентная теория истинности. В рамках этой теории важным считается согласование отдельных суждений и высказываний определенной системы знаний. Сторонниками данной теории истинности являются представители точных наук. Это можно объяснить на примере математики. Ведь математик не сильно озадачен мыслями о соответствии предмета своих исследований с реальным миром, его больше волнует (т.е. выступает истинностью теории) непротиворечивость суждений, законов, теорем и аксиом.
Прагматическая теория истинности.
Эта теория считает, что за истину следует принимать то, что приносит человеку практическую пользу, что не стоит волноваться о достижении абсолютной истины, исходя из глобального релятивизма.
Существуют последователи данной теории (Джеймс, Куайн), высказывавшие основополагающие тезисы данной теории.