пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

развит псих в 50е гг

В психодиагностических исследованиях традиционно лидируют уже известные методики. К 1951 г. имелось 1219 публикаций, посвященных тесту Роршаха, в 493 использовалась шкала Стэнфорд-Бине, а Векслер-Белльвю была отдана 371 пуб­ликация. Достаточно много исследований было связано с ТАТ и MMPI. При этом снижался интерес к некоторым методикам, например тесту Сонди. Бурое в 1953 г. сообщает о 793 тестах, т. е. их число увеличилось примерно на 250 за десять лет.

В 1955 г. появляется шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых (WAIS), имевшая аналогичную Векслер-Белльвю структуру. Шкала была стандар­тизирована на выборке, состоящей из 1700 человек обоего пола в возрасте от 16 до 64 лет. В этой выборке были пропорционально представлены лица, относящиеся к различным профессиональным и образовательным группам с учетом их географи­ческого местоположения и принадлежности к городской или сельской местности.

Векслер не предлагает собственного определения интеллекта, следуя спирменовским представлениям о его структуре. Факторный анализ шкалы позволил вы­делить следующие основные факторы: общий интеллект (G), вербальный фактор, невербальный фактор и фактор памяти. Немного позднее была опубликована и первая сокращенная версия векслеровской шкалы интеллекта, так называемая краткая форма Доппельта (Doppelt short form, 1956).

Вечно актуальный для исследований интеллекта вопрос о соотношении в нем генетического, врожденного, и социального, приобретенного, стимулировал неод­нократные попытки создания тестов, якобы измеряющих «чистый» интеллект, не­зависимый от культуры и образования. К наиболее известным из таких тестов принадлежит Культурно-свободный тест для измерения интеллекта Р. Кеттел­ла, опубликованный в 1958 г. В дальнейших попытках измерения «чистого» ин­теллекта, как мы увидим далее, произойдут события, значение которых выходит за рамки собственно психологических исследований.

Говоря об измерении общих способностей, нельзя обойти вниманием разрабо­танный в эти годы Службой занятости США тест GATB (General Aptitude Test Bat­tery, 1956), который широко используется службами консультации и профотбо­ра. Эта батарея тестов общих способностей первоначально предназначалась для измерения 10 факторов с помощью 15 тестов. К этим факторам относятся общие способности к обучению, вербальные, числовые и другие способности. Позднее, в 1970-е гг., будут собраны данные по обследованию примерно 25 тыс. работни­ков разных профессий, а также учащихся. Подчеркнем то, что валидность GATB и позднее разработанных на его основе методик устанавливалась по профессио­нальным критериям, а не по академической успешности, как это принято в тестах интеллекта.

Наблюдается значительный прогресс в области личностных измерений. Пяти­десятые годы ознаменованы развитием нового типа личностных опросников - так называемых факторных опросников. Одним из пионеров данного направления исследований стал Раймонд Кеттелл, который использует факторный анализ как средство снижения размерности описания личности - от множества словарных, бытовых названий свойств личности к немногочисленным, наиболее обобщенным факторам личности. Для него в отличие от Дж. Гилфорда (о его работах упомина­лось ранее) факторный анализ служит методом выявления основных свойств лич­ности. Опубликованный впервые в 1950 г. и быстро ставший популярным среди психологов всего мира опросник 16 личностных факторов, или 16PF, - наиболее весомый результат исследований Кеттелла и его сотрудников.

Среди других личностных опросников стоит отметить шкалу проявлений тре­вожности Дж. Тейлор (1953). Тревожность впервые изучается не в качестве си­туативного явления, а как личностная особенность.

Продолжается развитие уже известных и позитивно зарекомендовавших себя личностных опросников. В первую очередь это, пожалуй, относится к MMPI. В 1951 г. публикуется уникальный атлас, предназначенный для содействия в ин­терпретации данных, получаемых с помощью этого опросника. Атлас содержит описание 968 клинических случаев с профилями MMPI для каждого. А Джордж Шалагер Велш в 1956 г. вместе со своими коллегами, бывшими студентами Гран­том и Л. Дальстром, публикуют ставшую классической «Хрестоматию по MMPI в психологии и медицине». Задания MMPI достаточно часто используются иссле­дователями для конструирования собственных опросников, например вышеупо­мянутой шкалы Дж. Тейлор.

Ганс Айзенк вслед за Моудслейским медицинским опросником предлагает в 1956 г. новый личностный опросник, предназначенный для диагностики двух измерений - нейротизма, экстра и интроверсии. Он получил название Моудслейского личностного опросника и разрабатывался в соответствии с теоретически­ми воззрениями его автора.

Как известно, MMPI изначально был предназначен для обследования лиц, стра­дающих психическими заболеваниями. Как своеобразная альтернатива MMPI выступает Калифорнийский психологический опросник, предложенный X. Гоухом в 1956 г. В основном он базировался на заданиях из MMPI, но был предназна­чен для обследования нормальных индивидов. 18 шкал опросника были предназ­начены для идентификации качеств, проявляющихся в реальном повседневном межличностном взаимодействии.

В это десятилетие разрабатываются новые методики для измерения личности, отличные от традиционных опросников и ситуационных тестов. Разработанная Чарльзом Эгертоном Осгудом техника семантического дифференциала (1957) предназначалась для измерения различий в интерпретации понятий испытуемы­ми. В качестве стимула в этой технике мог выступать фактически любой объект (слово, знак, понятие и т. д.), оцениваемый путем соотнесения с одной из фикси­рованных точек шкалы, заданной полярными по значению признаками (чаще все­го выраженными с помощью прилагательных, например «контактный - замкну­тый»). На основе этой техники были созданы разнообразные конкретные пси­ходиагностические методики, нашедшие широчайшее применение в психологи­ческих исследованиях.

Дальнейшее развитие получают методики вынужденного отбора, появившиеся еще в 1940-х гг. В частности, в предложенной В. Стефенсоном (^-классификации (1953) есть элементы, сближающие ее с семантическим дифференциалом. Выпол­нение заданий этой методики состоит в сортировке карточек с названиями свойств личности на группы (в зависимости от близости данного свойства обследуемому). Количество групп может быть выбрано произвольно, но обычно используются 9 групп, что удобно при статистической обработке данных.

Q-классификация, так же как и Список личностных предпочтений Аллена Л. Эдвардса (1959), реализующий принцип попарных сравнений отдельных вы­сказываний, дает в руки исследователя, озможность так называемой ипсативной оценки личности. Иначе говоря, каждый полученный показатель приобретает свой смысл при соотнесении не с нормативными данными, а с другими показате­лями. Позднее появится Личностный опросник Эдвардса, последняя рестандар­тизация которого относится к 1990 г.

В 1955 г. в США выходит в свет книга Джорджа Александра Келли «Психо­логия личностных конструктов». Также была опубликована и новая методика ис­следования личности - методика репертуарных решеток. Эта методика имеет сходство с семантическим дифференциалом и методиками классификации, одна­ко она значительно более универсальна и гибка. По сути дела, это матрица, кото­рую заполняет обследуемый или диагност. Столбцам матрицы соответствует оп­ределенная группа элементов, в качестве которых могут выступать люди, понятия, звуки, цвета - все то, что интересует исследователя. Строки матрицы - конструк­ты или биполярные признаки, шкалы. Конструкты могут задаваться исследовате­лем либо выявляться с помощью специальных процедур. Заполняя репертуарную решетку, обследуемый оценивает каждый элемент по каждому конструкту. Ана­лиз репертуарной решетки позволяет диагностировать силу и направленность связей между конструктами, выявить глубинные конструкты. Как видно из ска­занного, это не просто конкретная методика исследования личности, а, по сути, ди­агностический подход, позволяющий исследователю гибко приспособлять, как бы настраивать, решетку для решения интересующих его задач. Репертуарные мето­дики быстро становятся популярными, чему в последующие десятилетия будет способствовать их идеальная приспособленность для реализации в виде диалого­вых компьютерных программ.

Исследование взаимосвязей между перцептивными и личностными фактора­ми в направлении, получившем название «Новый взгляд», оказалось весьма про­дуктивным и способствовало выделению параметра полезависимости/поленезависимости, оказавшегося стилевой характеристикой, проявляющейся на разных уровнях функционирования индивидуума (не только на перцептивном, но и на личностном). В этот период начинается разработка тестов, позволяющих диагно­стировать различные параметры стиля: полезависимость/поленезависимость, аналитичность/синтетичность, рефлексивность/импульсивность и др. Наиболь­шую известность получил тест замаскированных фигур, предложенный Г. Вит­киным в 1954 г. (маскировка геометрической фигуры, которую должен был обна­ружить обследуемый, достигалась таким наложением линий, чтобы образовать скрывающую ее сложную фигуру). В 1952 г. Артур Бентон публикует свой тест визуальной ретенции, который нашел широкое применение в клинической психо­диагностике.

По-прежнему внимание многих психологов, особенно работающих в клинике, обращено к проективным техникам. У почитателей методики Роршаха значитель­ный интерес вызывает обращение к психоанализу как теории интерпретации по­лученных с ее помощью результатов. Объемистый труд исследователя из Йель­ского университета Роя Шафера «Психоаналитическая интерпретация при те­стировании по Роршаху» (Psychoanalytic Interpretation in Rorschach Testing, 1954) долгое время будет служить образцом подобного подхода. Среди новых рисуноч­ных проективных техник можно отметить тест Э. Вартегга (1953), предлагающий обследуемому выполнить рисунки, учитывая ранее изображенные в ограниченном пространстве графические знаки, каждому из которых приписываются определен­ные свойства, например волнистая линия - знак эмоциональности, возбуждения. Пополняет список проективных методик и оригинальный тест «Зверинец» (1950), разработанный Рене Заззо для обследования детей.

В сентябре 1952 г. в Берне делегаты Второго Международного конгресса, по­священного методике Роршаха, принимают решение об учреждении Международ­ного общества Роршаха (напомним, что эта идея была высказана еще в 1949 г. в ходе работы Первого Международного совещания). Создание международной сети национальных обществ, ассоциаций и групп, объединяющих специалистов, работающих с методикой Роршаха и другими проективными техниками, публи­кация международного журнала под названием Роршахиана (Rorschachiana) и спе­циализированного бюллетеня (Bulletin of the International Rorschach Society), об­легчение взаимодействия между исследователями, сохранение архивов исследо­ваний по методике Роршаха и другим проективным методикам - это основные задачи, которые ставило вновь созданное научное общество.

В середине 1950-х гг. в психодиагностике, прежде всего американской, скла­дывается направление, которое будет одним из основных в тестировании - изме­рение творчества. Этому способствует известное разочарование в тестах для опре­деления уровня интеллектуального развития, оказавшихся непригодными к ди­агностике креативности. Наиболее существенный вклад в разработку тестов креативности вносят исследования Дж. Гилфорда и его коллег, осуществленные в рамках Южно-Калифорнийской программы исследования способностей.

Оживленную дискуссию среди психологов, занимающихся тестами, вызвало появление книги Пола Эверета Мила «Клинический или статистический прогноз: теоретический анализ и обзор полученных данных» (Clinical versus Statistical Pre­diction: А Theoretical Analysis and a review of the evidence, 1954). В этой работе сопо­ставлялась эффективность клинических заключений, относящихся к некоторому множеству тестовых или иных данных, и тех заключений, которые могли быть получены с помощью статистических процедур, например уравнения регрессии. Хотя П. Мил вроде бы и доказывает большую эффективность статистического прогноза, его исследование, как выясняется позднее, не лишено методических просчетов. Спорам об эффективности того или иного предсказания была суждена долгая жизнь в психодиагностике, и столкновения полярных точек зрения про­слеживаются в соответствующей литературе вплоть до конца XX столетия.

Важным событием этих лет, событием, касающимся всех исследователей в об­ласти тестирования, было то, что Комитет по тестовым стандартам Американской психологической ассоциации (АРА, 1952), стремясь внести ясность в проблему валидности тестов, выделяет четыре ее основных вида: критериальную, конкурент­ную, содержательную и конструктную. Трудно переоценить опубликованные АП А в 1954 г. «Технические рекомендации для психологических тестов и диагности­ческих методик» (Technical Recommendations for Psychological Tests and Diagnostic Techniques), а позднее - «Технические рекомендации для тестов достижений» (Technical Recommendations for Achievement Tests, 1955), предоставившие психо­логам долгожданную технологию разработки диагностических инструментов.

Развитию математико-статистического аппарата психологических измерений посвящены в этот период труды Ли Джозефа Кронбаха. Он посвящает их анали­зу внутренней структуры тестов, способам определения надежности и валидно­сти. К этому же времени относятся широко известные исследования Дональда Фиске, который обращается к критериям валидности тестов.

Несомненный интерес представляли и начатые в этот период исследования Георга Раша, разрабатывавшего модель конструирования психологических тестов. Он пытался создать шкалы, нормативные показатели которых были бы незави­симы от конкретной выборки стандартизации. Несмотря на использование этой модели в построении отдельных тестов, а также при компьютерном тестировании, многими психологами отмечается известная софистичность положений Раша.

Большое значение имело принятие АРА в 1953 г. первого свода «Этических стандартов психологов», который в дальнейшем будет периодически обновлять­ся в соответствии с изменяющимися условиями профессиональной деятельности психологов. Проблемам распространения и использования тестов была посвяще­на большая часть этого документа. Наконец, благодаря усилиям психологов АРА, а также участию Американской ассоциации образовательных исследований и На­циональному комитету по измерениям в образовании появляется настольная кни­га для всех, кто занимается разработкой тестов и их использованием, - «Техни­ческие рекомендации для психологических тестов и диагностических методик» (1954). С этого документа начинается упорядочение диагностической деятельно­сти психологов, закладывается ее нормативно-правовая основа.

Среди событий 1950-х гг. нельзя не упомянуть и публикацию «Руководства по диагностике и статистике психических расстройств» (DSM, 1952), подготов­ленного Американской психиатрической ассоциацией. Это была новая классифи­кация психических расстройств, которая не могла не повлиять на разработку пси­ходиагностического инструментария. Впоследствии ряд методик будет разраба­тываться как бы под этот классификатор, в первую очередь это относится к тестам, предназначенным для использования в клинике.


15.05.2014; 18:19
хиты: 124
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь