пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

развит психод с 1930-1939

В 1930-е гг. появилось много новых тестов. Большинство из них были разработаны в Соединенных Штатах. Так, в 1936 г. по числу посвященных им публикаций ли­дировали следующие пять тестов: Стэнфорд-Бине - 141, тест Роршаха - 68 пуб­ликаций. Последующие места заняли Личностный опросник Бернрейтера (Bern- renter Personality Inventory), Измерители музыкального таланта Сишора (Seashore Measures of Musical Talent) и Бланк профессиональных интересов Стронга (Strong Vocational Interest Blank).

Две хорошо разработанные невербальные шкалы появились в начале десяти­летия. В 1930 г. Грэйс Артур опубликовала шкалу, предназначенную для обсле­дования детей в возрасте от 6 до 16 лет и составленную из уже известных тестов, таких, например, как лабиринты Портеуса {Arthur Point Scale of Performance Tests) и кубики Коса. Эта шкала изначально планировалась как значимо коррелирующая со шкалой Стэнфорд-Бине, однако желаемая корреляция обнаруживалась толь­ко при обследовании 12-летних. Этель Корнелл и В. Коксом {Cornell-Сохе Perfor­mance Ability Scale) была предложена другая невербальная шкала, сконструиро­ванная таким образом, чтобы иметь незначительную корреляцию со шкалой Стэн­форд-Бине. Эти две шкалы были спроектированы для различных целей: первая - как невербальная версия Бине, вторая - как дополнение к ней.

Наиболее популярная шкала Стэнфорд-Бине вышла в новой редакции в 1937 г. Были предоставлены тесты для возрастных уровней от 2 лет до старшего взросло­го возраста, включая задания для тех возрастов, которые отсутствовали в редак­ции 1916 г.: 11 и 13 лет. Тогда же были созданы две эквивалентные формы шкалы, L и М (от первых букв имен авторов: Льюис Термен и Мауд Мерилл). Эта версия шкалы стандартизировалась примерно на 3000 рожденных в Америке детей белой расы в возрасте от полутора до 18 лет, при этом авторы пытались контролировать такие факторы, как география проживания и социоэкономический статус обсле­дованных.

Критика версии шкалы 1937 г. была аналогичной критике шкалы, опублико­ванной в 1916 г.: много вербальных заданий; сомнительная ценность для оценки взрослых, не всегда корректный подбор заданий и др. Тем не менее все были со­гласны с тем, что эта версия была намного совершеннее своей предшественницы. Шкала была принята большинством психологов.

Кроме М. Меррила в работе над версией шкалы Стэнфорд-Бине 1937 г. при­нимал участие и известный американский психолог Кьюин Макнимар, позднее опубликовавший вместе с Терменом новую шкалу - Тест умственных способно­стей Термена-Макнимара.

В 1938 г. в Великобритании появляется тест, который, с известными измене­ниями, и по нынешний день весьма широко используется психологами всего ми­ра. Этот тест - Прогрессивные матрицы Равена, был разработан Л. Пенроузом и Дж. Равеном для измерения общего интеллекта и, как предполагалось, сводил к минимуму влияние культуры и обучения на получаемые результаты. Будучи те­стом невербальным, он состоял из однородных заданий-композиций, для решения которых от обследуемого требовалось выбрать пропущенный сегмент, заверша­ющий последовательность предложенной композиции (в каждом задании суще­ствует некоторый логический принцип прогрессии, который необходимо установить для успешного решения, но от задания к заданию это сделать все более слож­но). Тест основывался на теории генерального фактора Ч. Спирмена. Однако прогрессивные матрицы Равена не стали высокоэффективными для предсказании успешности обучения.

В начале 1930-х гг. внимание психологов привлекает тест Бэбкока для диаг­ностики снижения интеллекта (Babcock's Deterioration Test). Тест включал вер­бальные задания из шкалы Стэнфорд-Бине для оценки уровня преболезненного состояния интеллекта больного, а затем предлагались 24 пробы для определения скорости реагирования и способности к учению. Эти показатели рассматривались как отражающие уровень имеющегося интеллектуального функционирования. Предполагалось, что разница между этими двумя оценками будет отражать уро­вень снижения интеллекта.

Глобальные методики оценки личности предлагались не только психологами, но и психиатрами. Так, Аппел (Appel, 1930) полагал, что детский рисунок - на­рисовать дома и разных людей, включая членов семьи, - и последующие коммен­тарии детей к этим рисункам служат источником целостной оценки личности. Бо­лее того, он обнаружил, что эта процедура помогает ему понять подсознательные проблемы детей. То же самое имело место, когда Аппел предлагал детям сделать чернильные пятна и записывал их комментарии к ним. Шварц (Schwartz, 1932) сообщал об использовании картин с изображением различных социальных ситу­аций. Он просил подростков описать эти картины и ответить на вопросы по ним. Аналогичным образом Давид Леви (David Levy, 1937) утверждал, что он считает полезным давать детям куклы, представляющие членов семьи, а затем наблюдать, как они играют с ними. Это был не только диагностический тест, отмечалось, что у некоторых из детей наблюдается терапевтический эффект от выражения в игре своих чувств.

В середине 1930-х гг. в Гарвардском университете ведут свои исследования Кристиана Морган и Генри Александр Мюррей (Christiana D. Morgan and Henry Murray, 1935). В этих исследованиях было впервые заявлено о том, что принцип проекции может использоваться как основа для построения диагностической про­цедуры. В опубликованной в 1935 г. книге «Исследования личности» обосновы­вается принцип психологической проекции, а немного позднее появляется и пер­вый проективный тест - Тест тематической апперцепции (ТАТ).

Таким образом, психологи получили новый диагностический инструмент, от­вечающий потребностям многих из них в целостном изучении личности. С этого момента во всем мире начинает набирать силу проективное движение в психоло­гии, которое до сих пор способствует получению новых данных о личности и не в меньшей мере - возникновению бурных дискуссий.

Как уже упоминалось, в 1921 г. швейцарец Герман Роршах опубликовал тест, основывающийся на перцепции. Приходит время взглянуть на роршаховский тест чернильных пятен с точки зрения целостности, глобальности получаемых с его помощью сведений о личности. Вначале в Советском Союзе, а затем в США тест Роршаха все более активно используется для диагностики личности в клинике. Самуил Бек (Samuel J. Beck, 1930) первым в Соединенных Штатах публикует ре­зультаты, полученные с помощью теста Роршаха при обследовании больных со слабоумием. Вскоре появились другие исследования Бека, в которых был исполь­зован этот диагностический инструмент (Beck, 1933-1937), а затем - исследова­ния Маргарет Герц (Marguerite Hertz) и Бруно Клопфера (Bruno Klopfer). В 1936 г. Клопфер основал Институт Роршаха и начал издание журнала Rorschach Research Exchange, который сменил свое название в 1949 г. на Journal of Projective Techniques.

В то же время тест Роршаха был подвергнут критике со стороны ряда психо­логов. Критиками отмечались субъективность в определении диагностических показателей и их интерпретации, отсутствие достаточных сведений о надежности и валидности. Несмотря на жесткость критики, популярность теста росла. Это объясняется прежде всего тем, что просто не было никакой другой методики, ко­торая позволяла бы клиницистам сделать заключения о целостном функциони­ровании личности, а также надеждой на то, что критические замечания в адрес теста в конце концов окажутся безосновательными. Сторонники теста нашли под­держку в исследованиях Герц и Рубинштейна (Hertz and Rubenstein, 1939), пока­завших, что интерпретации результатов теста «вслепую» (т. е. не видя ни пациен­та, ни истории его болезни) разными экспертами (в качестве таковых выступали Герц, Бек и Клопфер) оказываются во многом схожими и подтверждаются исто­рией болезни.

Реакция клиницистов на тест Роршаха была настолько восторженной, что один из его ранних и наиболее суровых критиков сделал попытку примкнуть к сторон­никам проективного подхода: Вильям Штерн (William Stern, 1937) попросил сво­его коллегу Карла Струве (Karl Struve) сделать три рисунка облаков. Эти рисун­ки не имели ни симметрии, ни очертаний, ни фона. Они представляли собой ши­рокую гладь с внутренними вариациями оттенков. Вероятно, Штерн намеревался пошутить, создавая этот тест. Если так, то он достиг успеха, так как мало кто из клиницистов воспринял тест всерьез.

Некоторый интерес вызвали два теста, разработанные Маргарет Ловенфельд (Margaret Lowenfeld). Тест «Мозаики» (1931) требовал от тестируемого сделать композицию из пластинок различной геометрической формы и цвета. Она надеялась, что выполненные композиции дадут информацию о личности и помогут в установлении психиатрического диагноза. В тесте «Мир» (1939) тестируемого просили построить окружение, используя миниатюрные копии-модели людей, животных, домов и других объектов. После того как сцена была создана, просили составить рассказ. Подобно тесту «Мозаика», тест «Мир» нуждался в изучении его валидности и надежности. Еще одним инструментом, которой имел диагно­стические возможности, в частности как инструмент оценки слепых, был тауто-фон, созданный Шаковым и Розенцвейгом (Shakow, Rosenzweig, 1939). Таутофон был основан на вербальном сумматоре Скиннера, который использовался для из­учения так называемой латентной речи. Человек слушал неразборчивую речь и должен был догадаться, о чем говорилось. Авторы полагали, что в разного рода предположениях о том, что же говорится, будут отражаться особенности лично­сти обследуемого.

Проективный тест венгерско-швейцарского психолога Леопольда Сонди со­стоял из 6 серий фотографий лиц, страдающих разными психическими заболева­ниями (в каждой серии по 8 портретов). Обследуемому предлагалось из каждой серии выбрать по две фотографии, которые ему нравились больше и меньше все­го. Предполагалось, что те фотографии, которые понравились, указывают на воз­можность проявления в открытом поведении индивидуума тех тенденций-влече­ний, носителем которых являются соответствующие больные. Фотографии, кото­рые не понравились, также свидетельствуют о наличии влечений, характерных для изображенных больных, но влечений сдерживаемых или сублимированных. В большинстве стран Европы и в США этот тест становится известным во вто­рой половине 1940-х гг.

Бендер-гештальт-тест (Bender-Gestalt) появился в 1938 г. Лауретта Бендер со­ставила его из девяти геометрических композиций, основанных на фигурах, с по­мощью которых исследовал восприятие один из основоположников гештальт-психологии Макс Вертгеймер. Обследуемому предлагали воспроизвести каждое изображение как по образцу, так и по памяти. Нарушения механизмов простран­ственного анализа и синтеза, отражающиеся в рисунках, позволяли диагностиро­вать поражения головного мозга. Позднее результаты теста интерпретируются в соответствии с проективной гипотезой, которая наиболее четко была сформу­лирована Леопольдом Франком (L. К. Frank).

В 1939 г. Франк предложил использовать термин «проективные методики» применительно к таким тестам, как тест Роршаха, ТАТ, таутофон и другим, в ко­торых ответ-реакция обусловлена не объективным значением стимула, а лично­стью испытуемого. Таким образом, обрел имя уже довольно многочисленный класс методик, появление и развитие которых было в известном смысле противо­стоянием психометрическим традициям.

В 1938 г. в США под редакцией Оскара К. Буроса начинается издание всемир­но известного «Ежегодника психических измерений». В этом ежегоднике сооб­щаются сведения обо всех англоязычных тестах, а также публикуются статьи-об­зоры ведущих ученых, посвященные исследованиям, которые проводились с эти­ми тестами. Год спустя О. Бурое основывает Институт психических измерений (Buros Institute of Mental Measurements), успешно продолжавший свою деятель­ность (в первую очередь мониторинг качества публикуемых коммерческих тестов) до 1994 г., когда он был преобразован в Центр тестирования с большей ориента­цией на сервисные услуги.

Как уже отмечалось выше, развитие психодиагностики во многом связано с со­вершенствованием математико-статистического аппарата. В феврале 1935 г. было основано Психометрическое общество (Ганновер, Нью-Гемпшир). Первым пре­зидентом Общества становится Л. Терстоун. В качестве основной задачи рассмат­ривается развитие психологии как рациональной количественной науки. В марте 1936 г. начинает издаваться ежеквартальный журнал «Психометрика». Начав свою деятельность как небольшая группа американских специалистов в области психометрии, к 1990 г. Общество насчитывает около 550 членов более чем из 30 стран мира. Трудами членов Общества внесен значительный вклад в развитие

статистической теории тестов. Достаточно упомянуть об известной книге Ф. Лор­да и Новика Statistical Theories of Mental Test Scores (1968), в которой развивалась модель латентных черт, известная также как теория связи между заданием и от­ветом на него (item-response theory). Во многом благодаря подобным математико­статистическим разработкам становится возможным развитие компьютерной пси­ходиагностики, адаптивного тестирования.

Тридцатые годы XX столетия были чрезвычайно продуктивны для психодиаг­ностики. Робкие ростки идей предыдущих десятилетий дали богатый урожай но­вых диагностических инструментов. Достаточно отчетливо определились пути выхода из кризиса, чему в немалой степени способствовало развитие целостного подхода к диагностике личности.


15.05.2014; 18:16
хиты: 130
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь