пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

ДИНАМИКА И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

  • Культура - динамично развивающаяся система, смысловые компоненты которой могут значительно изменяться. К основным проявлениям культурной динамики относятся:
  • Культурная адаптация - приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и социально-историческим условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картин мира. Например, масштабные культурные трансформации вызвал информационный взрыв второй половины XX века. На индивидуальном уровне культурная адаптация связана с попаданием индивида в новую для него социальную или национальную среду (миграция, смена профессии или социального статуса, служба в армии, тюремное заключение и т.д.) или с резкой переменой социально-политических условий его жизни (революция, война, оккупация).
  • Культурная ассимиляция - процесс утраты прежних культурных параметров и полного перехода на новые. Например, под влиянием западной цивилизации происходит стирание составляющих культурной парадигмы Индии и Китая; значительное воздействие русской культуры на белорусскую.
  • Аккультурация - процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Например, с 1960-х гг. XX вв. стали говорить об испанизации, испанизации, японизации, китаизации и т.п., характерных для отдельных регионов.
  • Культурный конфликт - критическая стадия противоречий в ценностно-нормативных установках, ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями, группами, личностью и группой, группой и обществом. Культурные конфликты, как правило, отличаются ожесточенностью, бескомпромиссностью, и часто имеют целью не столько покорение, сколько уничтожение носителей чуждых ценностей. Например, крестовые походы, религиозные, гражданские, революционные, национально-освободительные войны.
  • Межкультурная коммуникация - это коммуникация, основанная на символическом взаимодействии между представителями (индивидами и группами) разных культур. В современном мире выделяют большие культурные системы - макрокультуры (американская культура, африканская культура, европейская культура и др.) в составе которых находятся микрокультуры (субкультуры).
  • 2. Типы культуры
  • Социальные типы культуры
  • Элитарная культура является субкультурным образованием привилегированных слоев общества. Она характеризуется: закрытостью, аристократизмом, высоким уровнем ценностей, обращена к избранному меньшинству. Представители культурной элиты обычно увлеченные натуры, стремящиеся к творчеству, способные идти на жертвы: шаманы, жрецы, монашество, духовенство, интеллектуалы-книжники. Места рождения и развития элитарной культуры - литературные салоны, ремесленные цеха, религиозно-философские собрания, литературно-художественные и интеллектуальные кружки, ученые сообщества. Элитарная культура является продуктивным началом любой культуры. Творцы элитарной культуры часто сталкиваются с непониманием современников, с одиночеством.
  • Массовая культура. Проявления массовой культуры, культуры "для всех", свойственны уже древним цивилизациям: например, лозунг "хлеба и зрелищ" древнеримского плебса. Социальная ситуация конца XIX - нач.XX вв.: индустриализация и урбанизация, средства тиражирования и трансляции культурных продуктов породила феномен массового человека. Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) в своей работе "Восстание масс" рассматривает этот феномен: если вся предыдущая культура старалась преодолеть дикие, примитивные черты, заложенные в глубинах человеческой природы, возвысить и одухотворить их, то в XX веке вся архаика выступила без маски, проявившись в явлении массового искусства. "Что ждет массового человека и какой жизнью ему суждено жить?" - задавал вопрос испанский философ и отвечал: "Да никакой. Он обречен представлять собой другого, то есть не быть ни собой, ни другим. Жизнь его неумолимо теряет достоверность и становится видимостью, игрой в жизнь, и притом в чужую".
  • Массовая культура характеризуется: массовым производством и тиражированием культурной продукции, распространением потребительских стандартов, шаблонизацией ценностей, стереотипизацией сознания и поведения. Примитивизм, эмоциональность, оперирование к бессознательному, скрытым инстинктам, мелодраматичность, понятность, радость узнавания, увлекательность, уход из собственного серого однообразного мира, - черты массового продукта.
  • К основным проявлениям массовой культуры в современном обществе можно отнести:
  • - индустрию отдыха и развлечений, массовые зрелища, цирк, профессиональный спорт, массовую художественную литературу (бульварную, приключенческую, фантастику, комиксы).
  • - рекламу и моду;
  • - систему средств массовой информации и пропаганды.
  • Тоталитарная культура - официальная культура тоталитарных режимов, которая характеризуется жесткой управляемостью, опорой на массовый энтузиазм, преобладающим политико-идеологическим измерением, преданностью властям. Тоталитарная культура консервативна и архаична, использует мифологические образы: вождь, женщина-мать, воин, атлет. "Народные массы" начинают поучать деятелей культуры. В рамках тоталитарной культуры развивается феномен "политических религий": фашизм, американизм и проч.
  • Маргинальная культура - субкультура людей, находящихся в ситуации межкультурного пограничья. Это мигранты либо люди, утратившие свой социальный статус (алкоголики, наркоманы). К носителям маргинальной культуры относятся инвалиды, члены новых религиозных движений, люди, вступившие в межнациональные браки. Ситуация человека маргинальной культуры характеризуется культурной раздвоенностью, сложностью идентификации.
  • Контркультура - это совокупность социокультурных установок, противостоящих принципам господствующей культуры. Термин предложил профессор Калифорнийского университета, историк культуры Теодор Роззак в труде "Становление контркультуры" (1969). В целом идейным предшественником контркультуры считают философию Ф.Ницше, его концепцию сверхчеловека. Контркультура характерна для элиты молодежной среды. Наиболее яркое проявление контркультуры - движение хиппи. Это бунт против действительности, против стереотипов, против ядерной и технотронной действительности. Массу шокирует поведение представителей контркультуры: манера одежды, мышления, поведения, чувствования, общения. Контркультура культивирует спонтанное, неконтролируемое разумом поведение, склонность к массовым сборищам, оргиям, наркотикам, создание коммун, коллективных семей с беспорядочными половыми связями, сексуально-революционную мистику тела и т.д.
  • Этнонациональные типы культуры
  • Этническая культура - это традиционная народная культура, обращенная преимущественно в прошлое, воспроизводящая историческое наследие народа. Признаки этнической культуры: имя этноса (белорусы, русские, французы), язык, генотип, черты национального характера, традиционный быт, образ жизни, народные промыслы, территория расселения этноса, которая может не совпадать с границами национального государства. Проявляется, например, в деревенском образе жизни, ценностях и нормах жителей села, характеризуется традиционностью, замкнутостью.
  • Национальная культура - сложное этносоциальное образование, формирующееся на основе единства происхождения, исторического прошлого, языка, места проживания и экономической общности определенного народа. Национальная культура включает в себя этническую культуру (как основополагающий компонент) и профессиональную культуру (национальная литература, музыка, изобразительное искусство, театр, философия, научные школы). Средоточие национальной культуры - народ, а ее достижения - продукт творчества культурной элиты, национальной интеллигенции.
  • Мировая культура складывается из высших достижений национальных и региональных культур. Она включает в себя эталоны творчества, классические ценности, универсальные человеческие идеалы, общечеловеческие нормы нравственности, учения мировых религий, художественные достижения, соответствующие эталонам прекрасного и гармоничного, научные концепции и философские теории.
  • Исторические типы культуры.
  • Основными подходами в рамках культурно-исторической типологии являются:
  • - Эволюционно-хронологический (например, культура каменного века, бронзового века, железного века, культура средневековья);
  • - Формационный (культура первобытного общества, культура рабовладельческого общества);
  • - Цивилизационный (древнеегипетская культура, месопотамская, индийская, китайская, европейская и т.д.);
  • - Религиозный (христианская культура, исламская культура и т.д.);
  • - Осевой (выделяются доосевые культуры, формировавшиеся в эпоху первобытности и ранней древности, основанные на мифологическом мировосприятии и приоритете родовых ценностей, и осевые культуры, в которых акцент делается на развитие личности и универсальных тенденций культуры (формируются с VIв. до Р.Х. по VI в. Р.Х.).
  •  

13.12.2013; 20:23
хиты: 137
рейтинг:0
Общественные науки
политология
государственная политика
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь