пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

26. Философия русского зарубежья в XX в.

Философия русского зарубежья связана с именами тех философов, которые эмигрировали или были высланы из страны после революции октября 1917 г. Среди них были такие выдающиеся мыслители, как Н. А. Бердяев, Л. Шестов, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, С. Н. Булгаков, И. Л. Солоневич, Л. П. Карсавин и др.

Для многих русских философов жизнь в эмиграции стала временем напряженных философских поисков, написания фундаментальных работ. Такие русские философы, как Л. Шестов и Н. Бердяев, оказали существенное влияние на становление и развитие экзистенциализма. Л. Шестов первым разработал концепцию абсурдности человеческого бытия, которую затем развил в своих работах французский экзистенциалист А. Камю. Н. Бердяев, о котором речь уже шла, разрабатывая проблемы личности, лучшие работы написал в годы изгнания: «Философия свободного духа», «О назначении человека», «О рабстве и свободе человека», «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» и многие другие.

Во время эмиграции в трудах Н. О. Лосского, В. В. Зеньковского, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, С. Л. Франка активно обсуждалась проблема своеобразия национального мышления, воплотившегося в русской философии.

Большое место в их творчестве занимала философско-историческая тематика. Философы русского зарубежья не только пытались осмыслить с философских позиций крах Российской империи, но и будущее России в контексте мировой истории. Здесь следует отметить в первую очередь труды И. А. Ильина (сборник статей «Наши задачи»), Н. А. Бердяева («Истоки и смысл русского коммунизма», «Судьба человека в современном мире»), Г. П. Федотова («Судьба и грехи России»), И. Л. Солоневича («Народная монархия») и др.

В 1920—1930-е гг. философами, историками и экономистами (П. Н. Савицкий, Г. В. Вернадский, II. С. Трубецкой, П. Сувчинский) разработана концепция евразийства, согласно которой «Россия не есть ни Азия, ни Европа, но представляет собой особый мир». Эта концепция не только нс потеряла своей актуальности, но, наоборот, в современных условиях приобрела еще большее значение.

К 1950-м гг. философия русского зарубежья как особое направление философской мысли заканчивает свое существование. Однако проблемы, поставленные русскими философами, требуют освоения и осмысления в новых условиях глобального мира.


12.09.2022; 20:03
хиты: 27
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь