пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

15. Философия Г. Лейбница.

1. Лейбниц - завершитель философских традиций нового времени, предшественник немецкой классической философии.

  1. Теория о множественности субстанций - монадология Лейбница.
  2. Гносеология Лейбница - попытка примирить рационализм и эмпиризм.

Справочная информация

1. Готфрид Лейбниц (1646 - 1716) - немецкий ученый-математик, юрист, философ - считается последним видным представителем философии нового времени и предшественником немецкой классической философии. Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма. В сфере его исследования основными являлись проблемы субстанции, познания.

2. Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве.

Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разделения им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, - на в высшую - Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой - всех сотворенных - на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).

Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Декарта, так как разделил все модусы (единичные вещи - проявления субстанции) на два класса - протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.

В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие:

  • весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу;
  • данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого – «единое», «единица»);
  • монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием;
  • монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;
  • по своей сути монада - это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;
  • в силу непрерывности своего существования монада осознает себя;
  • монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: «не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти»).

Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:

  •  
  1. «голые монады» - лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);
  2. монады животных - обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;
  3. монады человека (души) - обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;
  4. высшая монада - Бог.

Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.

3. Другой сферой философских интересов Лейбница, наряду с проблемами бытия и учением о субстанциях (монадах), была гносеология (философия познания):

Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это следующим образом:

  • +
  • все знания разделил на два вида – «истины разума и истины факта»;
  • «истины разума» выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер;
  • «истины факта» - знания, полученные эмпирическим (опытным) путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды температура плавления различных металлов); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер;
  • несмотря на то, что опытное (эмпирическое, «истины факта») знание вероятностное, а не достоверное (подобно «истинам разума»), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания.

Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществляться не только путем получения только одного вида знаний - либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них - рациональное (полученное на основе разума) - будет носить достоверный характер, а другое - эмпирическое (основанное на опыте) - лишь вероятностный.


12.09.2022; 20:03
хиты: 24
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь