пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

10. Философская мысль патристики.

Патристика, или учение отцов церкви, еще не была собственно Средневековой философией. Но очень многие философские идеи, особенно в работах Августина Блаженного, оказали влияние не только на Средневековую философию, но и на философию Возрождения, и даже Нового времени. Наиболее крупным, в философском смысле, представителем патристики является Аврелий Августин, или Августин Блаженный (354-430 гг.). Именно Августин Блаженный во многом определил поворот от античности к средневековой философии. Первая идея, которую высказал Августин о том, что философию не должно интересовать ничего, кроме Бога и души. С гносеологической точки зрения это связано еще и с тем, что человек лучше всего и точнее всего может знать собственную душу. “Войди в самого себя, в человеке содержится истина”. По существу Августин Блаженный одним из первых отказывается от объективизма античной философии, от устремленности философского познания во вне человека.

+

Блаженный утверждал, что собственная мысль является наиболее истинной из всех фактов, по существу предвосхищая знаменитый картезианский принцип: “Я мыслю, значит я существую” (Декарт).

Второй важный поворот, осуществленный Августином, связан с идеей приоритета воли над разумом. Как бы дискутируя с Сократом, Августин пишет: “Недостаточно знать, надо еще хотеть”.

Приоритет воли над разумом поставил вопрос под сомнение. С другой стороны - заострил внимание на проблеме свободы человека. “Свобода - свойство воли, а не разума”.

Для Августина важное значение имеет дух, который обеспечивает связь человека с Богом. “Личность - это внутренний человек как подобие бога”.

Третья проблема времени. Еще Аристотель сформулировал парадокс времени, согласно с которым прошлого уже нет, будущего еще нет, реально только настоящее.

Августин Блаженный говорил, что и настоящее - малый промежуток, тоже мгновение, по существу нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Время существует лишь в духовном мире человека. “Настоящее прошлого - это память, настоящее настоящего - интуиция, настоящее будущего - ожидание”. “Время - это творение бога. Для Бога времени не существует”. “Твое сегодня - это вечность”.

Августин предпринял первую попытку создания теоцентризма, т.е. оправдания Бога. “Зло не существует самостоятельно, оно есть отсутствие добра, иначе говоря, человек имеет свободу выбора, которую ему даровал Бог, и тогда, когда он пользуется этой свободой не для того, чтобы делать добро или делать меньшее добро, чем он может - появляется зло. Зло - недостаток добра”.


12.09.2022; 20:03
хиты: 24
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь