Мысль о системе общества зародилась в глубокой древности и нашла отражение в трудах Геродота(5 в. до н.э.). Аристотель понимал общество как совокупность людей, объединяющихся для удовлетворения социальных инстинктов. Средневековые философы (Августин, Ф. Аквинский) рассматривали общество и его систему как воплощение божественного провидения. Люди - актеры драмы, автором которой является Бог. Это течение получило название "провиденциализм".
Начиная с эпохи возрождения формируется светская социальная философия, которая считает творцом истории самого человека, который творчески преобразовывает мир и самого себя.
Начиная с 17 до 19 вв. в социальной философии существует договорная теория общества, с точки зрения которой общество появилось на основе договора между людьми с одинаковой направленностью интересов.
Общество необходимо людям своими действиями (поступками). Весь материализм нового времени стоял на идеальных позициях в понимании общества:"Разум правит миром" (философы материалисты 18в.). Они полагали, что историю общества творят великие личности - короли, монархи,... Гегель, критикуя договорную теорию, понимал гражданское общество как сферу экономических отношений, где всесторонне переплетается зависимость всех от всех.
Наиболее адекватную модель общества в середине 19 в. создали К.Маркс и Ф.Энгельс. Они отмечали, что решающую роль в существовании и развитии общества играют материальные отношения между людьми, развитие производства, духовная, культурная, политическая мотивация.
В 70-90гг. 19 в. переживает возрождение социологическая теория М.Вебера. Если Маркс абсолютизировал роль материального фактора и недооценивал значения духовной культуры, права, этики в жизни и развитии общества. То Вебер доказывал громадную роль протестантской этики, культуры, традиций и религии в быстрой модернизации западноевропейского общества.
Что же на самом деле является первопричиной возникновения общества.
Основной причиной и предпосылкой общества является живой человек (индивид), обладающий биологическими потребностями, удовлетворение которых и служит воспроизводству и жизни. Для удовлетворения витальных потребностей в условиях суровой природы люди вступаю друг с другом в социальные связи. Так им было легче добывать предметы, удовлетворяющие их потребности и в совместной деятельности выжить.
Следовательно, важнейшим признаком общества являются общественные отношения, которые отличаю общество от всех других материальных явлений.
Общество - люди, объединенные системой общественных отношений.
Основные признаки общества:
- Материальное производство, труд - вот специфичный признак общества. Именно общественные отношения превращают человека в личность и жизнедеятельность людей в общество.
- людей в общество объединяет и продукты их деятельности, их взаимодействия: материальное производство, общественный строй, организация семьи, т.е. созданная людьми культура.
- специфика общественной жизни состоит в том, что она представляет собой единство материального и реального - объективного (практическую деятельность) и субъективного (познания, целеполагания). В обществе действуют люди, наделенные сознанием и волей, и их деятельность и поступки всегда целенаправленны. Сознание человека, как субъекта всех социальных изменений неотделимо от деятельности.
- для эффективного развития общества; организации материального производства необходимо духовное производство: наука, мораль, право, политика, религия, философия - духовная культура. Духовные процессы в обществе предшествуют материальным, практической деятельности людей (Д.С.Лихачев). Поэтому в обществе сознание определяет общественное бытие.
- общество - как высшая форма материи в своём развитии подчиняется объективным социальным законам. В 19в. Гегель отмечал, что общество развивается по необходимости и прогрессивно. Социальные законы раскрываются с помощью социологических категорий (общество, культура, цивилизация, свобода, ответственность, человек, личность и т.д.)
Социальный закон - объективная, необходимая, существенная и повторяющаяся связь между явлениями общественной жизни, характеризующая основную тенденцию их развития.
Источник социальных законов лежит в объективных связях и отношениях между людьми в обществе. Из столкновения их деятельности, целей, интересов в обществе возникают противоречия, итогом разрешения которых является объективный социальный закон. Законы общества , как и законы природы, объективны. Они действуют независимо от сознания и воли людей. Они начинают действовать , когда начинают действовать необъективные условия, и перестают действовать, когда эти условия исчезают.
Между законами природы и социальными законами есть сходства и различия.
- Так как природа бесконечна в пространстве и во времени, постольку среди её законов есть вечные. Законы общества не вечны, они возникают и действуют с образованием общества.
- Законы природы проявляются через действие стихийных сил. Законы общества через сознательную деятельность людей.
- Социальные законы более сложны, так как они действуют на уровне наивысшей социальной формы существования материи. Природные законы менее сложны, так как они действуют в биологическом и в неорганическом мире.
- Законы общества действуют как тенденции, и поэтому они вероятностны, т.е. являются статистическими. В природе большая часть законов относится к динамическим.
Социальная философия в зависимости от сферы действия классифицирует (разделает) общественные законы на три типа:
- всеобщие законы (действуют на протяжении всей истории человечества)
- Частные законы (действуют на определенном этапе (законы классовой борьбы))
- Специфические (действуют в отдельной общественно-экономической формации)
Всеобщие законы обеспечивают преемственность, непрерывность исторического процесса. Частные и специфические законы обуславливают качественные особенности определенных этапов истории.