пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

17. Реализм 19 век



Реализм представляет собой направление в литературе и искусстве, правдиво и реалистично отображающее типичные черты действительности, в котором отсутствуют различные искажения и преувеличения. Данное направление следовало за романтизмом, и было предшественником символизма.

Это направление зародилось 30-х годах 19 века и достигло своего расцвета к его середине. Его последователи резко отрицали использование в литературных произведениях каких-либо изощренных приемов, мистических веяний и идеализации персонажей. Основной признак данного направления в литературе — художественное отображение реальной жизни с помощью обычных и хорошо знакомых читателей образов, которые для них являются частью их повседневной жизни (родственники, соседи или знакомые).

Произведения писателей-реалистов отличаются жизнеутверждающим началом, даже если их сюжет характеризуется трагическим конфликтом. Одной из главных особенностей данного жанра является попытка авторов рассмотреть окружающую действительность в её развитии, обнаружить и описать новые психологические, общественные и социальные отношения.

Пришедший на смену романтизму, реализм имеет характерные признаки искусства, стремящегося найти правду и справедливость, желающего изменить мир в лучшую сторону. Главные герои в произведениях авторов-реалистов совершают свои открытия и умозаключения, после долгих раздумий и проведения глубокого самоанализа.

Критический реализм практически одновременно развивается в России и Европе (примерно 30-40-е года 19 столетия) и скоро выступает как ведущее направление в литературе и искусстве во всем мире.

Во Франции литературный реализм, прежде всего, связан с именами Бальзака и Стендаля, в России с Пушкиным и Гоголем, в Германии с именами Гейне и Бюхнера. Все они переживают в своем литературном творчестве неизбежное влияние романтизма, но постепенно отдаляются от него, отказываются от идеализации действительности и переходят к изображению более широкого социального фона, где и протекает жизнь главных героев.

Главным основоположником русского реализма в 19 веке является Александр Сергеевич Пушкин. В своих произведениях «Капитанская дочь», «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Борис Годунов», «Медный всадник» он тонко улавливает и мастерски передает самую суть всех важных событий в жизни русского общества, представленной его талантливым пером во всем многообразии, красочности и противоречивости. Вслед за Пушкиным многие писатели того времени приходят к жанру реализма, углубляя анализ душевных переживаний своих героев и изображая их сложный внутренний мир («Герой нашего времени» Лермонтова, «Ревизор» и «Мертвые души» Гоголя).

Напряженная социально-политическая обстановка в России в годы правления Николая I вызвала острый интерес к жизни и судьбе простого народа у прогрессивных общественных деятелей того времени. Это отмечается в поздних произведениях Пушкина, Лермонтова и Гоголя, а также в поэтических строках Алексея Кольцова и произведениях авторов так называемой «натуральной школы»: И.С. Тургенева (цикл рассказов «Записки охотника», повести «Отцы и дети», «Рудин», «Ася»), Ф.М. Достоевского («Бедные люди», «Преступление и наказание»), А.И. Герцена («Сорока-воровка», «Кто виноват?»), И.А. Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов»), А.С. Грибоедова «Горе от ума», Л.Н. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина»), А.П Чехова (рассказы и пьесы «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня»).

 

Литературный реализм второй половины 19 века получил название критического, главной задачей его произведений было выделить существующие проблемы, затронуть вопросы взаимодействия человека и общества, в котором он живет.

 

Развитие реализма по вальфбергу

Типологические исследования стали заметной "отраслью" нашего

литературоведения. Число их увеличивается год от году, все

отчетливее определяется их методологическая специфика, расширяется

их проблематика и круг охваченного ими материала. Усиливается в

лучших из них и тяга к обобщениям; появляются индивидуальные и

коллективные работы, намечающие различные варианты единой

типологической характеристики русского реализма. Предварительные

наброски такой характеристики содержала, в частности, трехтомная

"История русской литературы" (1958 - 1964). Следующим важным звеном

явился сборник "Проблемы типологии русского реализма" (1969). В

нем, в порядке обсуждения методологических перспектив, были

опубликованы общетеоретические и конкретные исследования,

принадлежащие разным авторам и выражающие разные взгляды на

предметы обсуждения. Тем самым была подготовлена возможность

очередного шага - систематического рассмотрения

историко-литературных закономерностей, характеризующих русский

реализм в его типологическом аспекте. Этим очередным шагом должна

стать, по замыслу ее авторов, ... стр. 83 ... коллективная трехтомная монография "Развитие реализма в русской

литературе" 1. ... В монографии прослеживается развитие русского реализма от 70-х

годов XVIII века до 10-х годов XX. Разграничивая три основных

этапа, через которые проходит реализм в широком смысле этого

понятия ("просветительский реализм", "критический реализм",

"социалистический реализм"), авторы трехтомника выделяют три

периода в развитии критического реализма XIX века: 20 - 40-е годы -

период становления и утверждения нового направления, 40 - 70-е годы

- период его расцвета и безусловного господства, 80 - 90-е годы -

период, когда "структура реалистических произведений осложняется

отчетливо выраженными субъективными, лирическими, а то и прямо

романтическими компонентами" (I, 41). ... Другим направлением типологической классификации является

разграничение двух основных течений в критическом реализме -

"психологического" и "социологического". Возникновение

"психологического" течения совпадает, по мнению исследователей, с

периодом становления и утверждения зрелого реалистического метода:

20 - 40-е годы XIX века рассматриваются как эпоха, когда

писатели-реалисты (в первую очередь Пушкин, Лермонтов, Гоголь)

"преодолевали изначально свойственный им романтизм... прежде всего

психологическим изображением социальной действительности" (1, 40).

40 - 70-е годы предстают периодом дифференциации критического

реализма, периодом его разделения на несколько разнонаправленных

течений, а этих последних - на особые разновидности. Выделены две

большие ветви "психологического" течения: одна связывается с

творчеством Тургенева, Гончарова, Островского, Писемского, другая -

с творчеством Толстого, Достоевского, Лескова. Обеим разновидностям

противопоставлено течение "социологическое", представленное

"физиологическими" очерками "натуральной школы", многими

произведениями Герцена, творчеством Некрасова, Щедрина,

Чернышевского, Г. Успенского, большой группы

писателей-шестидесятников, а на более позднем этапе -

беллетристов-народников. В дальнейшем, на рубеже XIX и XX веков,

отмечено сближение "психологического" и "социологического" течений

(прежде всего в позднем творчестве Толстого). ... Исследователи стремятся выявить наиболее глубокие качественные

изменения реализма, возникающие в процессе его дифференциации и

взаимодействия его разновидностей. Не меньшее значение придается

другой стороне дела - взаимосвязям развивающегося реа- ... 1 "Развитие реализма в

русской литературе" в 3-х томах, 4-х книгах, "Наука", М. 1972 -

1974. Ссылки на это издание даются в тексте. ... стр. 84 ... лизма с романтизмом, просветительством, натурализмом,

символизмом. ... В рецензии на первый том коллективной монографии, опубликованный

в 1972 году, И. Гурвич отмечал "продуманность и отчетливость

методологических предпосылок" 1, положенных здесь в

основу исследования. Главной из этих предпосылок рецензент признал

понятие структуры, истолкованной в монографии как система

основополагающих для данного произведения принципов

"художественного познания и творчества". И. Гурвич отмечал

соответствие предпосылок исследования его основной цели, состоящей

в том, чтобы уяснить не только ход, но и логику литературного

развития "путем сопоставления структур"2. Сейчас, когда

издание завершено, есть основание повторить этот вывод. Общие

принципы типологического изучения литературы, основания

типологических сближений и различий, предпосылки сочетания

конкретно-исторического и типологического подходов к литературному

явлению - все это приобрело характер вполне определенных

исследовательских установок. Эти установки намечают плодотворный

путь исследования, позволяющий рассматривать отдельные литературные

явления, а с другой стороны, все целостное движение литературного

процесса - в одном и том же максимально укрупненном масштабе, на

уровне таких категорий, как метод, направление, течение, стиль.

 


07.09.2022; 22:05
хиты: 34
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь