пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

6. Развитие современной литературной критики: проблемы, направления, авторы.

Литературная критика в современном литературном процессе занимает одну из центральных позиций, во многом определяя развитие отечественной литературы и традиционно являясь связующим звеном между писателем и читателем.

Если в советское время, критика практически утратила свое влияние на читательскую аудиторию, то с конца 1980-х гг. происходит ее возрождение и возвращение в литературную ситуацию в качестве свободного от политической ангажированности полноценного явления современной литературной жизни. Молодые критики, такие как П. Басинский, Н. Елисеев, Н. Иванова, А. Немзер, С. Чуприни, К. Степанян, видели свою задачу прежде всего в объективном рассмотрении разнообразной, многомерной литературы, пришедшей к читателю в перестроечные и постсоветские годы. В это время критика остро ощущала необходимость отказа от устаревших шаблонов в изучении русской литературы, особенно современной. 

Понимание непрерывности литературного процесса и постоянного диалога современной литературы с литературой прошлых эпох стало одним из ведущих принципов критического подхода к художественному тексту.

Современная критика активно участвует в обсуждении вопросов дальнейшего развития русской литературы. В 1990-е – начале 2000-х гг. на страницах «толстых» журналов прошел ряд дискуссий, принципиально значимых для понимания общих тенденций, наблюдаемых в современной отечественной литературе: «О массовой литературе, ее читателях и авторах» (1998), «Критика: последний призыв» (1999), «Современная литература: Ноев ковчег? (1999), «Русская поэзия в конце века. 

Новая критика рубежа XX – XXI веков тесно связана с литературной повседневностью. 

В современной ситуации мнение критиков часто способствует успеху, и не в последнюю очередь – коммерческому, или провалу того или иного произведения. Острые, часто скандальные критические статьи нередко провоцируют интерес к текстам, написанным в непривычной эстетической манере, как это было, например, с романами Вик. Ерофеева, В. Пелевина, В. Сорокина. Сознавая свою зависимость от критической оценки, писатель вынужден учитывать мнения критиков при работе над новым произведением. Вместе с тем критические дискуссии на страницах литературных журналов и газет зачастую открывает путь к читателю многим талантливым авторам. Так, именно благодаря критическим обзорам и обсуждениям известность в читательской среде получили такие писатели, как Т. Толстая, Л. Улицкая, Д. Рубина, В. Пелевин, М. Шишкин.

Литературная критика конца 1990-х – начала 2000-х гг. чрезвычайно разнообразна, так же как и объект ее интересов. Можно выделить следующие направления деятельности критиков:

  • – традиционный историко-литературный подход, представленный в статьях Л. Аннинского, Н. Ивановой, И. Роднянской, А. Латыниной, М. Липовецкого;
  • – рецензии и обзоры новой литературы, составляемые А. Немзером, Д. Быковым, Л. Пироговым;
  • – критическая эссеистика, занимающая промежуточное положение между собственно критикой и художественной литературой (А. Генис, П. Вайль, В. Новиков);
  • – критика провокационного характера, актуализирующая внимание к спорным литературным явлением (Вик. Ерофеев, М. Золотоносов, Б. Парамонов);
  • – молодежно-сленговая критика литературных сайтов в Интернете и модных журналов.

Еще одной важной составляющей современной критики является ее разомкнутость в художественное творчество: многие из критиков создают собственные произведения (например, О. Славникова, Д. Быков, В. Курицын), а писатели и поэты, в свою очередь, выступают с критическими статьями и заметками (Вик. Ерофеев, С. Гандлевский, Т. Толстая, В. Шубинский).

Таким образом, литературная критика является важным элементом современного литературного процесса, без которого невозможно составить целостного полноценного представления о развитии русской литературы конца XX – начала XXI века.

Современная критика меняется не только и не столько по форме. Основная проблема связана с изменением «миссии» — ключевой задачи критики. Если в советские времена критика заменяла собой философию, политологию, социологию, была для мыслящего человека возможностью рефлексии над происходящим, то сейчас ее функция свелась к тому, чтобы информировать и развлекать читателя, а также продвигать на рынок ту или иную художественную продукцию. «Из властителя дум критик превратился в PR-менеджера. А раз так, то лучшим стал тот, кто умел ярче, эффектней представить книгу. Кто говорит красивее — тот и владеет истиной»


17.06.2021; 00:58
хиты: 46
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь