Основой постмодернизма является постструктурализм. Постструктурализм - ϶ᴛᴏ интеллектуальное движение во Франции, сформировавшееся в середине 60-х – начале 70-х годов. Сторонников данного движения называют структуралисты. Представители структурализма в гуманитарной науке: антрополог и социолог Клод Леви-Стросс, психоаналитик Жак Лакан, философы Жак Деррида и Мишель Фуко, американский философ Ролан Барт и др.
К 80-м годам ХХ века постмодернизм оформился как единый комплекс представлений, объединяющий постструктурализм и деконструктивизм. Это комплекс представлений оформился в теорию постмодернизма.
Согласно постмодернизму, человек традиционно постигал мир с помощью определённых нарративов (рассказов, историй). Нарратив - ϶ᴛᴏ рассказ, который определяет правила и способы идентификации объектов, правила и способы взаимодействия людей и их отношение к миру.
По мнению постмодернистов, культура любого исторического периода предстает как сумма текстов и обладает свойством интертекстуальности. Интертекстуальность в отношений искусства означает, что произведение искусства - ϶ᴛᴏ текст, который состоит из множества других текстов и сам является текстом для других произведений искусства.
В Европе в 60-70, в России примерно также, как отклик на кризис либерализма (после оттепели) «Старшие постмодернисты»: В.Ерофеев (поэма), А.Битов, С.Соколов, Вс. Некрасов и И.Бродский. К выходу на литературную сцену в 1980-1990 постмодернизм был уже готовым течением.
- ранние рассказы А. Кима, творчество Э. Лимонова, раняя проза Л. Петрушевской.
в 80-е постмодернизм становится популярным:
Поэзию делят на 2 группы:
1. Концептуализм (соц-арт): Д.А.Пригов, Лев Рубинштейн, Владимир Сорокин.
- · деконструкция культурных знаков
- · стоит на границе между культурой и идеологией
2. Необарокко: Жданов, Парщиков, Шварц и др.
- ü Проза - разрушение традиционных ценностных центров, аморфность жанровой системы, активное использование приемов абсурда: Пелевин, Сорокин, Толстая, Виктор Ерофеев
- ü «Брутальная» литература – поэтизация зла (Лимонов «Это я – Эдичка!»)
- ü Эротическая проза
- ü Драматургия: Венедикт Ерофеев, Нина Садур
- Пародирование, разрушение идей русского модернизма (Бердяев, Соловьев, Брюсов). Так, например, Эпштейн пишет статью «Истоки и смысл русского постмодернизма» (у Бердяева коммунизма), где говорит, что пост-им и комм-м – это одно и то же: создание ирреальности, симулякра.
- Политизированность, так как в русском пост-ме присутствует постоянное обращение к тоталитарной действительности.
- Смерть: героев, языка и жанра. Так у Сорокина в «Романе». Роман приезжает в дворянскую усадьбу (Тургенев) с топором (Дост.) с молодой женой Татьяной (Пушк.). Герой убивает в церкви всю свою семью, развешивает их части, убивает себя. По ходу повествования убивается и язык: «Роман дернулся. Роман качнул. Роман пошевелил. Роман умер».
- Исчезновение реальности под потоком симулякров
- Превращение мира в хаос
- метаязыковая игра, игра в текст, игра с текстом, игра с читателем
- Ориентация на множественность интерпретаций текста
Учёные, занимавшиеся этой темой, - Липовейкий, Генис, Вайль, Эпштейн, Маньковская, Курицын и др