Предпосылки возникновения романного жанра были обнаружены в древнерусской литературе: житеи, историческая хроника, хождения, а особенно в бытовых повестях 17 века формировались некоторые важные принципы романного повествования. Например, постепенно возрастает интерес к частной повседневной жизни, впоследствии и к психологической характеристике персонажей.
Новый тип героя оформляется в петровских повестях. Теперь речь идет о соответствии новым нормам поведения, диктуемых европейскими нормами. Вплоть до середины 18 века большинство романов в русском культурном пространстве были переводными. И существовала дискуссия между ключевыми представителями классицизма ( Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков) о пользе романов. В то же время переводчики чаще пользовались термином «повесть», что отражало сложность утверждения романа на русской почве.
Переломным моментом стало появление Ф.А. Эмина (1735 – 1770). Отличительной чертой Эмина - романиста стало стремление наполнить жанровую модель западно – европ. приключенческими романами («Непостоянная Фортуна, или Похождения Мирамонда», "Письма Эрнеста и Доравры") Отмечается, что романы Эмина строятся по риторической модели (в основе не смена событий, а смена идей; а повествование представляет собой обоснование определенного тезиса. Следует подчеркнуть, что Эмин стремился исследовать механику взаимодействия человека и обстоятельств.
Форма эпистолярного впоследствии использовал его сын Н.Ф. Эмин «Роза», « Игра судьбы».
Следующим этапом развития романа стало творчество Чулкова. По мнению Мальцевой к творчеству Чулкова можно применять термин «маленький роман». «Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины» . Образ главной героини Матрены, ее основная идея «всё на свете коловратно» относит нас в герметическую структуру фольклорного текста.
Идея освоения нац. мифологии наиболее полно реализует Попов Михаил – « Cлавянские древности, или приключения славянских князей». Наиболее удобной формой жизнеподобия становятся документальные жанры. Показательно, что в последней трети 18 века это прослеживаются идеи эмансипации личности (человек хочет осознавать себя относительно свободным от соц. общества) = происходит «мемуарный взрыв» , который повлиял на развитие романа.
- 1. Элинистические и византийские: «Девгениево деяние» и «Александрия»: читатели воспринимали эти тексты как исторические.
- 2. 17 век: демократическая литература; новые герои – бедные люди, низкий социальный статус, ум (опрощение). Проблемы социальной несправедливости. «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне»: герои женятся на царских дочерях, получают полкоролевства.
- 3. «Повести петровского времени»: новые социальные проблемы. Герой уходит из дома, занимается наукой. «Гистория о российском матросе Василии Кориотском».
- 4. Сер.18 века: появление переводчиков-профессионалов (русификация текстов). Герои подчиняются не разуму, а чувству. Эмин «Письма Эрнеста и Доравры», «Непостоянная фортуна», «Приключения Фемистокла», Чулков «Пригожая повариха» (типологизм - пословицы), Херасков «Похождения Телемака», Левшин, Баранщиков «Несчастные приключения Василия Баранщикова».
- · «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева – интеллектуальный герой.
- · «Письма русского путешественника»
- · Сентиментальная повесть – анализ внутреннего мира человека (Эраст не плохой, а запутавшийся): Юлия, Бедная Лиза
- · «Рыцарь нашего времени» - создание психологического портрета русского дворянина.
- · Нарежный «Российский Желбаж» - книга не закончена из-за цензуры (сатира на помещичью жестокость, на дворянство; путь к реалистическому роману Гоголя).
Томашевский считает, что роман развивается из цикла новелл: общность главного героя, общность обрамления (Декамерон, Повести Белкина).