пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

16. Герой и «идея» в романах Ф.М. Достоевского.

 

«Преступление и наказание» (1866). Сюжетная тайна этого детективного романа – не имя убийцы, а мотивы его преступления. Сначала дело предстает так, что Раскольников убивает под влиянием внешних гнетущих факторов. Но с разговора со следователем, когда выясняется, что Раскольников – автор статьи, обосновывающей право необыкновенных людей «переступать через кровь по совести», становится очевидным, что главный мотив преступления – субъективный, проверка своей принадлежности к Наполеонам. Оба мотива проникают в саму идею героя, вовсе не однозначную. У персонажей Достоевского идея стала главным показателем их социального статуса. В финале Раскольников сознает, что он был заражен ядом гордыни. Конфликт в романе основан на противоречии, вынесенном в заглавие книги: на столкновении преступления и наказания, головных рационалистических установок и живого голоса сердца. Большая часть книги отведена именно наказанию – наказанию внутреннему, психологической самоказни. Главной целью писателя стало изображение трагедии сознания, для которого разум явился одновременно силой раскрепощающей и порабощающей, исказившей все человеческие чувства. Раскольникова мучает не только страх быть уличенным в убийстве, но и чувство разобщенности с людьми. Главным средством выражения авторской позиции и оценки в романе служит система характеров: сопоставление персонажей по жизненным целям и этико-философским позициям. Идеологические двойники Раскольникова – Лужин и Свидригайлов – упрощают и выпрямляют его идею. Лужин: все усилия людей должны быть направлены на личное преуспеяние. Свидригайлов доказывает относительность всех этически норм. Главные противники Раскольникова – следователь Порфирий Петрович и Соня Мармеладова, диалоги с ними составляют основные сюжетные звенья романа. Юрист пытается воздействовать на сознание Раскольникова, Соня – на его сердце. Соня – главный противник Раскольникова, но и единственная опора для него. Эгоизму Раскольникова противостоит Сонин альтруизм. Отвлеченной, головной любви к человеку противостоит ее бурное, искреннее, ненасытимое сострадание. Сцена, когда убийца и блудница сошлись за чтением Библии, – центральный символ романа, утверждающий исцеляющую силу христианства. В поединке с Раскольниковым Соня побеждает его не логикой, а любовью. Автор открыто не показывает, на чьей он стороне, позволяя героям высказаться до конца, в чем проявляется сущность полифонического романа. Но сама сюжетно-композиционная структура произведения выявляет авторский суд над Раскольниковым.

 


21.07.2019; 23:46
хиты: 43
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь