пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

34. Повествование-исповедь Л. Бородина «Без выбора».

 

Бородин в книге «Без выбора» обращает внимание на то, чего не замечали или по-разному извращали Ронкин, Даниэль и их единомышленники: «Существеннейшим моментом нашего идеологического состояния было понимание социалистической идеи в целом как идеи не про­сто антихристианской, но именно антихристовой. Построение Царства Божьего на земле, царства всеобщей справедливости, где всяк равен всякому во всех аспектах бытия, - именно это обещано антихристом. Цена этому осуществлению - Конец Света, то есть всеобщая гибель».

Книга Леонида Бородина «Без выбора. Автобиографическое повествование» является, по-видимому, одной из важнейших для понимания нашей новейшей истории и современного состояния России, несмотря на то, что написана ещё в 2003 году. В этой книге представляют интерес не только личные воспоминания автора, чья жизнь действительно остросюжетна. Она является очень яркой попыткой осмысления нашей новейшей истории. Сам автор видел свою задачу, в том, чтобы дать «системное обоснование неизбежности краха СССР» (интервью Е. Данилову «Я живой только надеждой», 2008) Книга является важнейшим свидетельством об истории Всероссийского социал-христианского союза освобождения народа (ВСХСОН), крупнейшей антикоммунистической организации в СССР за всё время его существования. Ключевые положения программы ВСХСОН (она опубликована в конце книги) по мнению автора актуальны по сей день. В интервью незадолго до выхода книги (2002, сайт Сретенского монастыря) он говорил, что до основных принципов программы организации – христианизация политики, христианизация экономики и христианизация культуры – не доросла ни одна из ныне существующих политических партий. В мировоззрении Леонида Бородина гармонично сочетается христианский универсализм [1] и русское национальное чувство, государственное мышление и уважение к личному достоинству и свободе других людей, в том числе и идейных оппонентов (среди последних – сокамерники автора: Юрий Даниэль, Александр Гинзбург и Василь Стус). О своих страданиях он рассказывает почти с иронией, и не стыдится признаться в слабости. Глава «Девяносто третий год» – исключительно ценное, на мой взгляд, свидетельство о событиях сентября-октября 1993 года в Москве. У меня только после прочтения этой книги сложилось сколь-нибудь устойчивое представление о них. В этой и в других главах автор даёт, на мой взгляд, очень точную характеристику Третьей Русской Смуты, как он называет наше время. Главу «Спор», наверное, стоит прочитать даже тем, кто вообще не знает, кто такой Станислав Куняев. Потому что спор на тему «Россия и коммунизм» нисколько не перестал быть актуальным, а аргументация сторонников «красной» точки зрения, с которой спорит Леонид Бородин, за последние пятнадцать лет изменилась очень слабо. Отдельно от всей книги можно читать её последние главы («Страстишки и страсти» и «Счастье»), особенно трогательно он пишет о своей жене Ларисе Евгеньевне: «дал мне Бог в напарницы жизни женщину, перед жизнью страха не имевшую совершенно» Книга написана прекрасным языком. Помощь в работе над книгой (сугубо техническую – без "малейшей попытки так или иначе вмешаться в содержание") автору оказывал Александр Солженицын, о чём Леонид Бородин написал позже в эссе «Солженицын-читатель» (2005) Если говорить об этом издании, то книга снабжена хорошими и очень удачно, на мой взгляд, размещенными фотографиями как в самом тексте так и на фотовклейках . [1] Книга заканчивается авторским переводом стихов армянского поэта А. Туманяна


24.05.2021; 20:46
хиты: 45
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь