пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

22. Проза «сорокалетних». Характеристика творчества А. Кима.

Таинство творчества А. А. Кима – одного из наиболее талантливых и загадочных русских писателей занимает особое место в современном литературном процессе. Анатолий Ким, лауреат многих литературных премии, автор рассказов, повестей, романов, известен ещё и как переводчик, драматург, сценарист. Его отличает способность интуитивно понимать и предугадывать наиболее актуальные тенденции литературного развития. Поэтому некоторые его исследователи соотносят новаторство А. Кима к традициям модернизма («Остров Ионы»), с постмодернистской поэтикой («Поселок кентавров», «Сбор грибов под музыку Баха») и даже маргинальной культурой («Поселок кентавров»). Произведения его подобно творениям любого выдающегося художника, не укладываются в рамки какого-либо одного направления – потому наблюдается столь разноречивый взгляд при определении места и роли творчества А. Кима  в «литературной орбите» России, да и всей планеты.

 

Герои его книг проходят дорогой горьких испытаний, утрат, неустроенности и одиночества, прежде чем понять необходимость Звездного братства людей. Только став творческой личностью, появляется чувство ответственности перед настоящим и будущим. Писатель убеждён, что можно пробудить у всех людей творческое начало. Поверив в это, утверждает он, начинаешь постигать подлинную ценность человеческой жизни. Многим произведениям Анатолия Кима свойственны лирико-философская основа с размытым порой сюжетом, детальностью и неспешностью повествования. Так, в повести «Луковое поле» (1976) главный герой – неудачник, бродяга, однако наделенный неожиданно тонкой и чистой душой, однако с беспорядочным бытием. Множество символических деталей, говорит здесь читателю о нерушимом единстве человека с природой. Хотя и через корейское луковое поле. А.А.Киму характерны риторическая приподнятость, многозначность смыслов и символов, повествования, поэтичность текста, впечатление внешней нелогичности, пространственные и временные «скачки», меняющие точку зрения на одни и те же события. Это свойственно даже тем произведениям, в которых имеется вполне реалистичная ситуация. Например, в повести «Лотос» (1980) описано прощание художника с умирающей матерью. Смерть в этом рассказе описана автором в близких к суфизму и буддизму традициях: она выглядит не как окончание бытия, а как процесс изменения, преображения человеческой души. При этом взгляд Анатолия Кима на творчество, раскрытый здесь вполне «западный»: жизнь коротка, но искусство – вечно, и, благодаря этому, способно дарить бессмертие нашему мимолетному бытию.

 

В книге «Радости рая», изданной недавно писатель, а может больше философ-фантаст Анатолий Ким собрал три самых необычных для него произведения, в которых символически отражены три эпохальные мировые ситуации. В повести невидимок “Стена” через прекрасные и трагические перипетии любви мужчины и женщины показаны последние дни и духовная агония советского общества. О «Посёлке кентавров» сказано выше. В новом романе «Радости рая» отразилось всепланетарное настроение перед “концом света”, связанное с ощущением утери уверенного направления своего вселенского пути разумным человечеством.

По Киму человек – часть Вселенной, а его жизнь – лишь мгновение, вспышка в общем космическом времени. В этом мгновении каждый человек оставляет свой след в необъятном пространстве, ибо Земля чутко реагирует на все движения человеческой души. Когда человек совершает недоброе, окружающее его пространство погружается во тьму, время замирает; когда же он творит добро, мир вокруг озаряется светом. В числе главных тем в творчестве Анатолия Кима – проблема счастья. Достичь же его, может лишь человек, умеющий любить, так как любовь – великая сила, способная воскрешать людей. Любовь – залог гармонии мира, возрождения человечества, его будущего. Причем счастье, у Анатолия Кима, имеет свои четкие пространственные и временные координаты, ибо любовь – это солнце, вокруг которого вращается жизнь человека. Когда же солнце отдаляется и исчезает, все погружается в оцепенение, подобно природе, засыпающей перед зимой. Роман «Радости рая», можно назвать квинтэссенцией творческого пути писателя. В обращении к читателю Анатолий Ким пишет: «Мой друг – читатель этой книги, я пригласил тебя в свободный полет, чтобы ты ощутил, также как и я, что была у нас жизнь и до нашего рождения, и была она и после нашей смерти, – твоя и рядом моя таинственная привлекательная жизнь… И все цвета нашей живописи свободны, и все волнительные линии наших рисунков свободны. И понятие бессмертия нашего есть свободное понятие. Бессмертия не надо достигать, ведь оно в тебе, с тобой, – бессмертие надо постигать, ведь оно всегда высоко, и к нему идти и лететь далеко».


24.05.2021; 20:41
хиты: 49
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь