пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

19. Проза «сорокалетних». Феномен определения направления.

 

В середине 70-х гг. XX в. на авансцену русской литературы вышло поколение «сорокалетних» (термин критика В. Бондаренко), творчество которых получило определение литературы промежутка, а выдвинутый в центр повествования персонаж был назван критикой негероическим городским героем. Городская проза «сорокалетних» представлена произведениями С. Есина, А. Кима, Р. Киреева, А. Курчаткина. Эту плеяду писателей- «горожан» можно назвать «посттрифоновской», но продолжением традиций Трифонова их творчество не является, скорее, наоборот, «сорокалетних» можно назвать оппонентами автора «московских повестей». Для них характерны переосмысление историософской концепции Трифонова, насыщение повествования мифопоэтическими элементами, жесткость в оценке героев-интеллигентов. Особняком в посттрифоновской плеяде писателей- «горожан» стоит В. Пьецух, который в духе иронического реализма воссоздал социальные типы современного города и передал экзистенциальную тоску современников по наполненной смыслом жизни.

 

Проза "сорокалетних" (В.Маканин, Р.Киреев, А.Ким, А.Курчаткин и др.) ближе других направлений стоит к литературе постмодерна. Литературой "общей серединности", "взаимоусредненной массы", "поколением коммуналки" называли "сорокалетних", и уже только эти определения указывают на существование связи с лит-рой постмодерна. Но важнее другое: именно проза "сорокалетних" привнесла в лит. процесс 60-80 гг представление о возможности "безопорности", о герое "никаком" ("ни то, ни се"), герое амбивалентном, изменяющемся (и изменяющем), герое-конформисте, не индивидуальном ("роевом") ("Человек свиты" - название одного из рассказов Маканина). В этой прозе более чем в каком-либо другом направлении, автор обнаружил (как это будет в постмодерне) свое равнодушие к герою, выступил в роли хроникера, бесстрастного и безучастного, принимающего все "как есть", не могущего вмешаться (даже на уровне оценки) в происходящие события (смерть автора). Изображаемые события остались без маркированности хорошо/плохо (кризис иерархической системы миропонимания в целом, М.Липовецкий): все происходящее "объективно" (т.е. бесконтрольно и неизбежно-неотвратимо), "нормально" (т.е. привычно-обыденно) и "как есть" ("А жизнь идет..." и "надо проще..." - "Повесть о старом поселке" Маканина). Игровое, абсурдистское начало представлено в прозе "сорокалетних" ничуть не меньше, чем в прозе городской (напр, рассказы Курчаткина).  Уровень стилевой изысканности и живописности прозы "сорокалетних" (особенно у Кима) необыкновенно высок.


24.05.2021; 20:40
хиты: 54
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь