Проза Юрия Павловича Казакова занимает особое место, несколько отстранённое от официальной советской литературы середины XX столетия. Он нашёл свой жанр — рассказ, наполнив повествование лиризмом, психологизмом и высокой трагедийностью.
Писатель отдаёт предпочтение эпически спокойному, неспешному повествованию с тщательным описанием места и времени действия.
В центре внимания — тот или иной фрагмент чьей-то жизни, о которой становится известно из монолога героя, со слов осведомлённого рассказчика или неизвестного повествователя. В большинстве случаев у рассказа открытый конец, оставляющий у читателя надежду, что всё у героя может измениться к лучшему.
Объектом художественного изображения Ю. Казакова становится современная действительность с ее извечными проблемами смысла жизни, взаимоотношения людей, нравственно-этические, философские, социальные вопросы. Писатель стремится уловить и показать «духовный космос» состояния современного общества. Выбор жанра также предопределил авторские пристрастия. «Я» - рассказчик стремится выразить то, что переживали многие его современники, находясь на перепутье грядущих десятилетий «хрущевской оттепели» и «брежневского безвременья».
Среди лучших произведений писателя выделяется рассказ «Во сне ты горько плакал». В нем говорится о том, как отец мучительно ищет ответ на вопрос, о чем думает его сын, что он знает такое, что не известно ему, взрослому мужчине. Казакова в этом рассказе беспокоит, прежде всего, внутреннее, душевное состояние ребенка.
В рассказе «Голубое и зеленое» автор мастерски описывает городской пейзаж, на фоне которого, «на дне глубокого двора» происходит знакомство героев. Автор показывает, как романтическая встреча изменила взгляды главного персонажа, в описании героини ограничиваясь лишь двумя деталями об ее грудном голосе и маленькой ручке.
В рассказе «Тихое утро» (1954 г.) писатель рассказывает историю двух мальчиков, подружившихся, благодаря опасной ситуации, возникшей во время рыбалки. Автор говорит о том, что все временные чувства, такие как зависть, злость, раздражение ни в какое сравнение не идут с ценностью самой жизни. Оказавшись перед лицом смерти, ребята по-настоящему поняли, что такое настоящая дружба и взаимовыручка