Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году и пришел в литературу уже со сформировавшейся литературной и общественной позицией. Для его литературного творчества характерно следующее:
✓ оно тесно связано с мировоззрением и жизненными обстоятельствами автора, среди которых важное место занимают Великая Отечественная война и восемь лет лагерей и тюрем;
✓ направлено на жесткую критику тоталитарного режима СССР;
✓ тяготеет к развитию в произведениях полемики по различной тематике.
Знакомство советского читателя с творчеством Солженицына началось с публикации в журнале "Новый мир" рассказов "Один день Ивана Денисовича" (1962 г.) и "Матренин двор" (1963 г.).
Произведение Солженицына "В круге первом" написано в 1955—1958 гг., в 1964 г. искажено по требованию цензуры, а в 1968 г. восстановлено.
Основные отличительные особенности романа: во многом основан на традиции классического реализма, но не исчерпывается этим: он пропитан острой полемикой с передовым литературным методом того времени — соцреализмом; автор рассматривает и исследует понятие внутренней свободы, под которой он понимает "способность к действиям, не зависящим от внешних пут"; все сюжетные линии и конфликты романа развиваются вокруг интеллектуальных споров героев, составляющих интеллектуальное ядро романа.
Произведение Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" включает в себя три тома, последний из которых был завершен в 1968 г.
Основные отличительные особенности романа: он является творческим экспериментом автора, в котором им была предпринята попытка создать такое художественное произведение, которое бы одновременно осуществляло эстетические и познавательные функции; тесно связан с политической борьбой, публицистичен; главный вопрос, который поднимает автор: что делает ГУЛАГ с человеческой душой и волей; эта тема проходит через все семь частей, несмотря на то, что непосредственно рассматривается и исследуется только в четвертой части.
«Матренин двор»
Начинается деревенская проза с рассказа Солженицына «Матрёнин двор». Он написан в 1959 и попадает в печать в 1963 году.
Здесь воссоздан и опоэтизирован народный характер простой сельской труженицы старухи Матрёны. Малограмотная, плохо разбирающаяся в политике, Матрёна верит в бога и живёт по христианским нравственным заповедям. Она органически не способна причинить зло другому человеку, несёт в себе неиссякаемый заряд добра, благочестия и веры. Первоначальное название – «Не стоит село без праведника». На таких людях, по Солженицыну, и держится народная жизнь. Солженицын наделяет свою героиню ореолом нравственной красоты и чистоты. Он возрождает идеалы праведности, святости и снова возвращает их в литературу.
Повествование начинается с того, что рассказчик, проведя десять лет в ссылке в трудовом лагере, селится в деревне, в доме Матрёны.
Матрёна, не считая свою судьбу интересной для «культурного» человека, но иногда по вечерам рассказывает о себе постояльцу. История жизни этой женщины завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в ней особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Она всю жизнь жила не для себя. Она постоянно работала на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просила за неё денег. Постепенно рассказчик понимает, что Матрёна, отдающая себя другим без остатка, и «…есть тот самый праведник, без которого … не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?
Отсюда – нелепая гибель героини в финале рассказа. Матрёна погибает, помогая брату мужа с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.
В своём рассказе Солженицын отобразил быт русской деревни середины двадцатого века без каких-либо прикрас со всей его бездуховностью и жестокостью. Этой деревне противопоставлена Матрёна, живущая жизнью настоящего христианина. По мнению писателя, именно за счёт таких самоотверженных личностей, как Матрёна, и живёт вся страна, забитая нищетой, войной и политическими просчетами. Смысл рассказа «Матренин двор» заключается в приоритете вечных христианских ценностей (доброты, отзывчивости, милосердия, щедрости) над «житейской мудростью» жадных и погрязших в быту крестьян.