Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году и пришел в литературу уже со сформировавшейся литературной и общественной позицией. Для его литературного творчества характерно следующее:
✓ оно тесно связано с мировоззрением и жизненными обстоятельствами автора, среди которых важное место занимают Великая Отечественная война и восемь лет лагерей и тюрем;
✓ направлено на жесткую критику тоталитарного режима СССР;
✓ тяготеет к развитию в произведениях полемики по различной тематике.
Знакомство советского читателя с творчеством Солженицына началось с публикации в журнале "Новый мир" рассказов "Один день Ивана Денисовича" (1962 г.) и "Матренин двор" (1963 г.).
Произведение Солженицына "В круге первом" написано в 1955—1958 гг., в 1964 г. искажено по требованию цензуры, а в 1968 г. восстановлено.
Основные отличительные особенности романа: во многом основан на традиции классического реализма, но не исчерпывается этим: он пропитан острой полемикой с передовым литературным методом того времени — соцреализмом; автор рассматривает и исследует понятие внутренней свободы, под которой он понимает "способность к действиям, не зависящим от внешних пут"; все сюжетные линии и конфликты романа развиваются вокруг интеллектуальных споров героев, составляющих интеллектуальное ядро романа.
Произведение Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" включает в себя три тома, последний из которых был завершен в 1968 г.
Основные отличительные особенности романа: он является творческим экспериментом автора, в котором им была предпринята попытка создать такое художественное произведение, которое бы одновременно осуществляло эстетические и познавательные функции; тесно связан с политической борьбой, публицистичен; главный вопрос, который поднимает автор: что делает ГУЛАГ с человеческой душой и волей; эта тема проходит через все семь частей, несмотря на то, что непосредственно рассматривается и исследуется только в четвертой части.
«Один день И.Денисовича»
Рассказ был задуман автором в лагере.
Задумка эта оказалась очень смелой, потому что трудно себе представить, как удалось автору оставаться спокойным, естественным, почти обыденным в отражении такой жестокой и трагичной темы. Произведение поражает нас реализмом и глубиной мысли. Солженицын пишет простым языком, не прибегая к каким-либо сложным литературным приемам: здесь нет метафор, ярких сравнений, гипербол. В повести используется лагерная лексика, характерные выражения и речевые обороты.
Автору хватает описания одного единственного дня, чтобы полностью отразить всю лагерную жизнь, полную как бытовых, так и нравственных, духовных проблем.
Лагерь - это особый мир, существующий отдельно, параллельно нашему.
То, что описывает автор - это не жизнь, а выживание. Все интересы заключенных, кажется, вращаются вокруг простейших животных потребностей организма. Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором на фронте, общего опыта пленников и личного опыта автора в особом лагере каменщиком.
Солженицын рассказывает час за часом об одном дне заключенного, от подъема до отбоя – в этом заключается особенность композиции.
На первых страницах автор отправляет читателя вместе с Шуховым в барак, санчасть, столовую. Когда мы читаем в конце повести, что Шухов засыпал «вполне довольный», это приносит нам чувство сострадания. Удачи Шухова проявились в том, что он избежал лагерных напастей: «не посадили... не выгнали... не попался... не заболел...»
Герои повести, разделившие одну судьбу с Иваном Денисовичем, появляются в повести незаметно. Это бригадир Тюрин, кавторанг Буйновский, герой Бухенвальда Сенька Левшин, Цезарь Маркович, мальчонка Гопчик... Крестьяне, солдаты, интеллигенты, они думают о многом по-разному.
До войны Шухов работал в колхозе, кормил семью. В лагерь попал, когда бежал из плена: мол, задание немецкой разведки выполнял. Если бы не подписал приговор с такой формулировкой, его бы расстреляли. Он соблюдал лагерный режим, поклонялся надзирателю, не препирался с конвоем. Но при этом он мало поступался своей гордостью, совестью, честью. В Бога Шухов не верит. Он верит в себя, в свой труд, в товарищей по бригаде, в бригадира Тюрина. В Иване Денисовиче и в некоторых других персонажах автору удаётся воплотить жизнелюбивый русский дух.
Заключенный не обезличивается, не обездушивается. Он способен сострадать и жалеть. Переживает он за бригадира, заслоняющего собой бригаду от лагерного начальства. Сочувствует безотказному баптисту Алешке, не умеющему на своей безотказности заработать немного и для себя.
Второй главный герой повести — бригада. Чувствуется гордость коллективным трудом. Когда Татарин уводит Шухова мыть пол в надзирательской, тот уверен, что товарищи приберегут ему завтрак. В отношениях заключенных прослеживается центральная тема произведения - величие человеческого духа, не сломленного лагерными условиями.
Обществу заключённых автор противопоставляет бездушный мир лагерного начальства, которое обеспечивает себе безбедное существование, обратив узников в своих личных рабов. Несмотря на страшные детали лагерной жизни, которые составляют бытовой фон, повесть Солженицына оптимистична по духу. Она доказывает, что и в таких условиях человек может сделать правильный нравственный выбор, может сохранить своё достоинство и остаться человеком.