Традиционно в связи со спецификой стилистики Хачатуряна отмечаются такие черты, как:
- импровизационная свобода,
- поэмность,
- рапсодичность (определение самого композитора).
- Творчество Хачатуряна явилось конкретным проявлением плодотворности взаимодействия традиций музыкальных культур Востока и Запада:
- в области ритма, где сложность его организации, направленная на преодоление регулярной акцентности (в целом – характерная примета новаторских тенденций начала ХХ века),сближает приемы работы Хачатуряна с методом Стравинского;
- широта и богатая эмоциональность мелодий, восходящая к стилистике Чайковского;
- красочность и многоплановость оркестровой фактуры, воспринятая от русской классической композиторской школы;
- токкатность, отличающая многие произведения композитора, отсылает, с одной стороны, к стилю Прокофьева, с другой – к национальным истокам народной танцевальной музыки;
- яркая характерность гармонического языка Хачатуряна, связанная с активным использованием приемов ostinato и органных пунктов, восходит к народной армянской музыке (отмечает Г. Чеботарян).
В последнем балете «Спартак» обнаруживаются черты зрелого стиля композитора:
- строгая и детальная продуманность концепции,
- непрерывность развертывания и виртуозное владение средствами музыкальной драматургии,
- огромная роль полифонии в организации музыкальной ткани,
- многоплановость характеристик героев и их динамичность в процессе развития сюжета.
- Значение искусства Хачатуряна состоит в том, что ему удалось выявить богатейшие возможности симфонизации восточного монодического тематизма, приобщить монодическую культуру Советского Востока к многоголосию, к жанрам и формам, ранее сложившимся в европейской музыке, показать пути обогащения национального музыкального языка.
Одновременно метод импровизационности, темброво-гармоническая красочность восточного музыкального искусства через творчество Хачатуряна оказали заметное влияние на композиторов — представителей европейской музыкальной культуры.
26.