Генетические связи языка и мышления определяются несколькими факторами. Это, прежде всего, проявляется в том,
что:
- Источник возникновения членораздельной речи и абстрактного мышления – коллективная деятельность людей по преобразованию природы.
- Развитие мышления связано с усложнением человеческого труда.
- Развитие мышления сопровождается с изменением языка, приспосабливающегося к выражению мысли.
- Письменность – сознательный продукт мышления.
Cтало аксиоматичным утверждение, что язык – система словесного выражения мыслей. Вопрос о том, может ли человек
мыслить не прибегая к помощи языка, обсуждается в течение нескольких веков в самых разных отраслях науки: психологии, физиологии, социологии, прежде всего, в языкознании.
Большинство исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка, и фактически отождествляют язык и мышление.
В. Гумбольдт, великий немецкий лингвист, основоположник
общего языкознания как науки, считал язык формирующим органом мысли. Развивая этот тезис, он говорил, что язык народа –
его дух, дух народа – это его язык.
Другой немецкий лингвист А. Шлейхер считал, что мышление и язык столь же тождественны, как содержание и форма.
Филолог М. Мюллер высказывал эту мысль в крайней форме: «Как мы знаем, что небо существует и что оно голубое? Знали
бы мы небо, если бы не было для него названия?.. Язык и мышление два названия одной и той же вещи».
Ф. Соссюр (1957-1913), великий швейцарский лингвист, в
поддержку тесного единства языка и мышления приводил образное сравнение: «язык – лист бумаги, мысль – его лицевая сторона, а звук оборотная. Нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав оборотную. Так и в языке нельзя отделить ни мысль от звука, ни звук от мысли. Этого можно достичь лишь путем абстракции». Так Ф. де Соссюр утверждал, что слово и понятие – органическое единство двух явлений, не существующих друг без друга.
И, наконец, американский лингвист Л. Блумфилд утверждал, что мышление – это говорение с самим собой.
Однако многие ученые придерживаются прямо противоположной точки зрения, считая, что мышление, особенно творческое мышление, вполне возможно без словесного выражения.
Н. Винер, А. Эйнштейн, Ф. Гальтон и другие ученые признавались, что используют в процессе мышления не слова или математические знаки, а расплывчатые образы, используют игру ассоциаций и только затем воплощают результат в слова.
Таким образом, обе противоположные точки зрения имеют
под собой достаточные основания. Истина, скорее всего, лежит
посередине, т.е. в основном, мышление и словесный язык тесно
связаны. Но в ряде случаев и в некоторых сферах мышление не
нуждается в словах.
Мышление как способность мыслить и рассуждать, делать
умозаключения и давать оценки может быть образным, техническим и логическим. Образное мышление предполагает живость
восприятия, единство понятия и представления, понятия и оценки. Оно находит свое выражение в поэтической речи, в художественных произведениях, живописи, музыке, архитектуре и кино.
Техническое мышление соединяет образ и понятие с техническим
их воплощением. Логическое мышление построено на строгом соблюдении правил употребления понятий и построения суждения.
Органом мышления считается головной мозг. Поскольку
мышление связано с языком, строение мозга представляет интерес для выяснения того, какие зоны отвечают за речь человека. Левое и правое полушарие головного мозга имеют различную
специализацию, то есть разные функции. Левое полушарие – это
речевое полушарие, отвечает за речь, ее связность, абстрактное,
логическое мышление и абстрактную лексику. Оно управляет
правой рукой. Правое полушарие связано с наглядно-образным
конкретным мышлением, с предметными значениями слов. Это
полушарие – несловесное, отвечает за пространственное восприятие, управляет жестами. Оно – источник интуиции. Для речевой функции, таким образом, левое полушарие является наиболее значимым.
Итак, сознание – это процесс отображения действительности нервно-мозговой системой человека. Мышление – процесс
отображения действительности в формах понятий, суждений и
умозаключений.
Функции языка по отношению к сознанию: язык – орудие
формирования самих актов познания; это средство выражения
сознания; условия осознания человеком деятельности собственного сознания. Лингвисты подчеркивают также еще одну функцию
языка – возбуждения мысли читателя или слушателя, более или
менее адекватной мысли автора воспринятой речи. Функции сознания по отношению к языку. Сознание – это одно из главных
условий, непосредственно вызывающих перемены в лексико-семантической системе языка; это условие и основная причина развертывания речи; сознание формирует речевые и языковые стили; контролирует развертывание речи. Изменения типов
работы сознания – ситуационные, личностные, исторические и
иные – меняют его воздействие на речевые структуры, в результате изменяются и типы таких структур. Гипотеза лингвистической относительности(Э. Сепир-Б. Уорф) гласит: «Язык организует опыт человека, расчленяет действительность и представляет ее в сознании неповторимым, специфическим для данного
языка образом». На основе языка происходит:
- образование, уточнение и обогащение основных категорий мышления и понятий,
- проверка знаний, переработка, применение их в новых
условиях,
- разделение труда и развитие производительных сил,
- процесс обучения.
Язык играет классифицирующую и абстрагирующую роль и
имеет отражающую сущность.