Части монологического текста могут существовать в трех формах: в форме сложного синтаксического целого, в форме периода, в форме абзаца.
ССЦ – термин ввел Николай Семенович Поспелов в 50-е годы 20 столетия. Его синонимами являются термины «сверхфразовое единство» («термин ввел Леонид Арсеньевич Булаховский), «прозаическая / поэтическая строфа» (Григорий Яковлевич Солганик), «сложное целое» (Александр Матвеевич Пешковский). В школе употребляется термин «текст».
Сложное синтаксическое целое – это специальным образом организованная цепочка предложений, представляющая собой единое высказывание.
Абзац – в отличие от ССЦ не структурно-семантическая, а стилистико-композиционная единица. При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения, содержащие: описание нового этапа в развитии действия, характеристику нового героя, авторское отступление и т.д. – в художественном произведении; описание нового предмета мысли, нового этапа в ее развитии, отдельные логические посылки и выводы и т.д. – в научном труде и др.
Период
В языке художественной литературы и в публицистическом стиле распространена особая форма организации сложных и, реже, простых в значительной степени распространенных предложений, которая называется периодом (от греч. periodos — «круг»). Для этой формы характерно четкое ритмико-интонационное и смысловое членение всего предложения на две части: 1) «повышение» и 2) «понижение»; первая из них произносится с постепенным повышением тона и с ускорением темпа до паузы, отделяющей ее от второй части, вторая часть - с понижением, причем меняется и тембр голоса и замедляется темп произнесения. Первая часть, обычно зависимая от второй, является большей по объему и в свою очередь чаще всего четко членится на однотипные части (члены периода); реже членится вторая часть.
Обычно члены периода строятся симметрично, представляют собой предложения одной структуры, с одним порядком слов, с однотипными по форме сказуемыми; при этом широко используются анафора (единоначатие) и другие лексические повторы, синонимическая и антонимическая лексика, например: Как ни ярок был день, как ни густа была синева там, куда не достигало солнце, как ни розовели вверху безлистные купы берез, как ни ослепительно сверкали иногда крупные кристаллики снега, когда глаза мои попадали как раз на зайчика, отбрасываемого этими кристалликами,— все же ничего не было ярче красных грудочек снегирей (Солоухин).
Период как риторическая фигура речи обладает особой торжественностью, выражает взволнованность, эмоциональную приподнятость.