Предметом синтаксиса служат формы организации не только монологической, но и диалогической речи.
Диалог (от греч. dialogos — 'речь двоих5) — первичная, наиболее естественная форма общения, основанная на смене тесно связанных друг с другом высказываний говорящих; именно в диалоге язык обретает «подлинное свое бытие» (Л.В.Щерба), именно в нем наиболее полно реализуется речевая деятельность.
«Для диалога характерно рсплицированис: говорение данного собеседника чередуется с говорением другого (или других), это чередование происходит либо в порядке смены (один "кончил55, другой "начинает55 и т.д.), либо в порядке прерывания, что очень обычно, особенно в эмоциональном диалоге»
В речи диалог может быть представлен бесконечным множеством реплик, поэтому его нижняя граница может казаться открытой или трудно определимой. Однако каждый диалог имеет в тексте достаточно строго очерченные границы: начало и конец. Границы его определяются движением мысли, развертыванием тем, сообщающих ему цельность и распределяющихся между говорящими. Несколько реплик диалога могут быть объединены одной микротемой
Такие реплики, тесно связанные между собой по смыслу и в структурном отношении, образуют диалогическое единство — основную структурно-семантическую единицу диалогической речи
В зависимости от целеустановок говорящих различается несколько типов диалогических единств:
1) информативное диалогическое единство;
2) директивное диалогическое единство;
3) обмен мнениями;
4) диалог, имеющий целью установление или регулирование межличностных отношений;
5) оценочное диалогическое единство;
6) фатический диалог.
Наибольшей определенностью структуры характеризуются диалогические единства первых двух типов. Информативное диалогическое единство строится как вопросно-ответное сочетание реплик. Вопрос адресата, представленный в реплике- стимуле, сменяет ответ (краткий или развернутый) адресата речи, задача которого — выбор нужной информации для сообщения ее собеседнику:
Для ситуативно-обусловленного информативного единства характерна структурная неполнота второй реплики. В плане коммуникативной организации она чаще представляет собой рему и содержит именно ту информацию о теме (или в связи с ней), ради которой и возникает данное диалогическое единство:
Директивное (прескриптивное) единство —это диалогическое единство, репликой-стимулом в котором служит прямое или косвенное побуждение адресата к действию, а ответной репликой является реакция на него (согласие выполнить это действие или отказ, несогласие, запрещение). Побуждение может носить разный характер — от мольбы до приказа или команды. Диалогическое единство в этом случае строится с учетом интересов адресанта, активность адресата речи проявляется в его согла- сии/несогласии выполнить данное требование или принять участие в совместном действии,
Побудительная реплика-стимул «в отличие от вопроса легко развертывается за счет мотивировок, инструктирования относительно условий и способов осуществления действия, предварительного выяснения возможностей адресата и т. п. Вероятность отказа в исполнении действия развивает тактику воздействия на адресата, в частности систему угроз и наказаний»
Побудительные реплики-стимулы обычно включают формы повелительного наклонения. Кроме них широко используются инфинитивные конструкции, формы изъявительного наклонения, выражающие волеизъявление лица, междометия: Молчать! Не рассуждать! (М. Булгаков); Откроешь ему кабинет (В. Богомолов).
Третий и четвертый типы диалогических единств слабо структурированы и характеризуются свободой построения. Обмен мнениями представлен такими основными формами, как беседа и спор. В последнем случае говорящий стремится убедить адресата речи в правильности своего мнения, при этом в диалоге обнаруживается различие позиций собеседников