Сегодня роман безоговорочно признан величайшим романом XIX в., посвященным Человеку и Человечеству, историческому пути Америки. Философия, лежащая в основе романа Мелвилла – трансцендентальный идеализм. Однако, Мелвилл сознательно восстает против характерной для этого направления тематики бегства от цивилизации, возвращения к природе, понимаемой как некий рассудочный образец гармонии или первобытного, животного естества.
Американская философия 19 века вся обращена к природе, к поиску «чистого опыта». В это время в американской литературе и философии создается целый миф Америки, который сопряжен с понятием природы. Природа в этой философии конструируется как бесконечная субстанция, стирающая противопоставление субъекта и объекта. В природе, по словам амер. философа Эмерсона, убийце только кажется, что он убивает. А убитый только мнит себя убитым. В подлинном смысле - все есть только проявления единой природы, в которой нет места добру и злу. Идеал амер. трансцендентальной философии - это жизнь в согласии с природой, жизнь наедине с незамутненной природой, наедине с которой ты сможешь увидеть себя самого, как в самом чистом зеркале.
Природа дана в романе Мелвилла через образ белого кита, который одновременно – манифестация абсолютного зла, и символ бесконечной силы благого Творца. Моби Дик в некоторых фрагментах романа описывается как Сатана. Например, здесь: «Белый Кит был [для Ахава] той темной, неуловимой силой, которая, существуя от века, чьей власти даже в наши дни христиане уступают половину мира и которую древние офиты на Востоке чтили в образе дьявола; Ахав не поклонялся ей, подобно им, но в безумии своем, придав ей облик ненавистного ему белого кита, он поднялся один, весь искалеченный, на борьбу с нею».
Борьба с природой как хаотическим началом, враждебным разуму, становится основой мифологии романа. Природа, которой поклон-ся трансценденталисты, оборачивается своей «темной стороной». Ахав, хромой капитан корабля, гоняющийся за Моби Диком, это персонаж, подобн. культурн. героям античн. мифологии. В романе Г. Мелвилла большое внимание уделяется семантике величины, плотности, объемности тела. Сам объект романа – гигантский кит, чьи размеры и объем неоднократно подчеркиваются. Эстетика монструозности (Являющийся монстром, чудовищно-уродливый в физическом или нравственном отношении) становится в «Моби Дике» основным стилистическим приемом. Моби Дик предстает в качестве образцового тела механистического мировоззрения – солидного, замкнутого. В него невозможно проникнуть, но, оно, недоступное познанию, видимо, хранит внутри себя бесконечно сложное устройство. Этот образ вызывает ассоциации с фрагментом из Ветхого Завета, в котором говорится о непознаваемости Бога.
«Моби Дик» содержит признаки социального романа. Роман о китобойном промысле был задуман как аллегория современной Мелвиллу Америки. В нем присутствует бытовой колорит Новой Англии, к одному из портов которой был приписан «Пекод». Символичен и сам многонациональный экипаж китобойца, указывающий на процесс формирования Америки как «плавильного котла» разных этносов. Социальную структуру американского общества представляют несколько фигур. Это Вилдад, владелец корабля, как и многие потомки пуритан человек набожный, у которого неистовая религиозность соединяется с жаждой обогащения. Он работает на берегу, предпочитая извлекать прибыль из опасного труда китобоев. Старший помощник Старбек — искусный мореход: разумный, хладнокровный и многоопытный в китобойном бизнесе. Наконец, незабываемый капитан Ахав, в котором непреклонное стремление добиться своей цели подавляет даже соображения здравого смысла. Акцентировка черт фанатизма в характере Ахава, видимо, была намеренной. Возможно, Мелвилл видел перед собой фигуры тех пламенных аболиционистов, людей одержимых, которые были готовы любой ценой сокрушить ненавистное рабство.Особенность романа состоит в том, что многие эпизоды построены как драматургические сцены и фрагменты. Они начинаются с авторских ремарок, а затем следуют диалоги действующих лиц, не сопровождаемые комментариями повествователя.