Полюбившаяся Стендалю с юности Италия воспринималась им как страна сильных страстей и прекрасного искусства. Характеры итальянцев всегда особенно интересовали Стендаля. «Итальянские хроники» воспроизводят разные формы страстей. Выходят в Свет четыре повести – « ВитторияАккорамбони», «Герцогиня диПаллиано», « Ченчи», « Аббатиса из Кастро». Все они представляют собой художественную обработку найденных писателем в архивах старинных рукописей, повествующих о кровавых трагических событиях эпохи Возрождения. Вместе с « Ваниной Ванини» они и составляют знаменитый цикл «Итальянских хроник» Стендаля. Стендаль создал произведения, в которых сталкиваются несгибаемые люди. Для героев "Итальянских хроник" "не существует слово невозможно", когда в их сердцах вспыхивают пламенные чувства, "никогда не порождаемые денежным интересом",- страстная любовь, жестокая ненависть.
В Италии Стендалем создается психологический трактат «О любви» (1822),посвященный анализу возникновения и развития чувства.Темы: 1. любовь в контексте национального характера. Англия – лицемерие, Германия – холодность ( но воображение), Италия – страсть (но есть маски)Итальянский характер проявляет себя прежде всего в могучей, сметающей все на своем пути любовной страсти. Стендаль находил привлекательным итальянский темперамент, который казался ему более страстным, решительным и менее цивилизованным (с точки зрения буржуа девятнадцатого века), чем французский. Америка – рационализм (отношения внутри семьи – нет чувств, есть разум и выгода). 2. Женская судьба: женщина – помощница мужа, надо дать ей право на развод, считает, что это лишь укрепит брак. 3. Виды любви: страсть (ее испытывают главные герои), тщеславие (особенно в аристократии, стремление владеть тем, к чему стремятся все), влечение (флирт), физическая. На принципе соотнесения страстей и разума, их борьбы, строится психологизм Стендаля.
Образная структура новеллы "Ванина Ванини
В 1829 году Стендаль опубликовал новеллу «Ванина Ванини» с примечательным подзаголовком: «Некоторые подробности относительно последней венты карбонариев, раскрытой в Папской области». Углубленный психологизм, проявляющийся в пространных внутренних монологах героя, замедляющих темп внешнего действия в романе, был по сути противопоказан итальянской новелле, самой ее жанровой природе и персонажам. Предельный лаконизм авторских описаний, стремительный поток событий, бурная реакция героев с их южным темпераментом – все это создает особый динамизм и драматизм повествования.
Герои новеллы – итальянский карбонарий ПьетроМиссирилли и римская аристократка Ванина Ванини, встретившиеся в силу обстоятельств и полюбившие друг друга, обнаруживают в сложной драматической ситуации совершенно разные и даже противоположные стороны итальянского национального характера.
ПьетроМиссирилли – итальянский юноша, бедняк, унаследовавший лучшие черты своего народа, пробужденного Французской революцией, горд, смел и независим. Ненависть к тирании и мракобесию, боль за отечество, страдающее под тяжким игом иноземцев и местных феодалов, приводят его в одну из вент карбонариев. Став ее вдохновителем и вождем, Пьетро видит свое предназначение и счастье в борьбе за свободу родины. Ему присуще преданность делу, патриотизм, честность и самоотверженность. Это позволяют определить его характер как героический.
Юному карбонарию в новелле противопоставлена Ванина Ванини – натура сильная, яркая, цельная. Римскую аристократку, не знающую себе равных по красоте и знатности, случай сводит с Пьетро, раненным во время побега из тюрьмы, куда после неудавшегося восстания он был брошен властями. В нем Ванина обнаруживает те качества, которыми обделена молодежь ее среды, не способная ни на подвиги, ни на сильные движения души.
Однако любовь молодых людей обречена. Перед Пьетро с неотвратимостью встает дилемма: личное счастье в браке с Ваниной или верность гражданскому долгу. Герой без колебаний выбирает второе. Иначе решает для себя эту дилемму Ванина: она не желает расставаться с любимым даже во имя свободы родины. Вместе с тем eй абсолютно чуждо все, что составляет смысл жизни Миссирилли. Она не видит преступления в предательстве и, потеряв своего героя, испытывает не угрызения совести, а всего лишь досаду и унижение от того, что чувствует себя отвергнутой. Миссирилли же, сделав свой самоубийственный выбор между любовью и долгом, предпочитает тюрьму, кандалы и смерть личному счастью, обеспеченному ценой подлости. Для него невыносима мысль о том, что друзья сочтут его предателем. Однако Ванине остаются непонятными и мотивы финального поступка Миссирилли, и представления о чести этого простолюдина.
Ванина – натура не менее цельная, чем Пьетро, но эгоистическая: движимая страстью, она стремится сохранить для себя возлюбленного и ради своей любви совершает предательство. Однако ей не удается возобладать над «соперницей», которой для ее любимого оказывается Италия. Только при слове «родина» блеснули глаза Пьетро, с горечью замечает Ванина во время кульминационного объяснения с героем. Он ни за что не примирится с предательством. «Погубите, уничтожьте предателя, даже если это мой отец», – говорит он, прежде чем добровольно присоединиться к другим карбонариям, заточенным в тюрьму по доносу Ванины.
Своеобразие творческого метода Стендаля.
Новелла «ВанинаВанини» стала литературным мостиком между реальностью и вымыслом, историей и фантазией. В ней писатель проявил себя и как невероятный романтик, и как уже зарождающийся реалист. Сочетание двух литературных направлений позволило Стендалю показать внутреннюю трагедию двух молодых людей, охваченных разнонаправленными страстями: любовью к человеку (княжна ВанинаВанини) и любовью к Родине (бедный карбонарий ПьетроМиссирилли).