пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

9. Ч.Диккенс. Своеобразие мировоззрения и эстетики. Периодизация творчества. Ранние произведения Ч.Диккенса. Анализ "Приключений Оливера Твиста".

Диккенс - основоположник критического реализма в английской литературе XIX века. Его ранние произведения в немалой мере предопределили пути развития национального реалистического романа. Диккенс не принадлежит к писателям, оставившим книги или статьи, в которых были бы систематически изложены его взгляды на искусство. Ни одна из статей Диккенса не носит характера литературного манифеста. Тем не менее его предисловия к собственным произведениям, его письма, а позднее и статьи, которые он как редактор помещал в издаваемых им журналах, позволяют составить общее суждение о его эстетической программе.

Ведущими эстетическими положениями Диккенса были требования правдивого и общественно-значимого искусства. Выступая против фальши искусства Диккенс нарочито подчеркивает "обыденность", "заурядность" выведенных им лиц и изображенных им событий. Уже в самых первых произведениях Диккенса чувствовалось, что художник ставит себе целью не только "отразить" жизнь, но и отразить ее с тенденцией. Он стремился привлечь внимание общества к проявлениям социального зла и побудить людей, обладающих властью, средствами и, как он надеялся, совестью, исправить существующие несправедливости. Диккенс заявляет, что изображать воров и преступников такими, "каковы они на самом деле", казалось ему "совершенно необходимым", и он рассматривает свою попытку сказать миру горькую правду как "служение обществу".

Диккенс полагает, что литература должна не только развлекать, но и поучать. Но и то и другое, как считает Диккенс, должно быть неразрывным, писатель должен поучать, развлекая, доставляя художественное наслаждение. Характерно, что в предисловии к первому изданию "Записок Пиквикского клуба" он писал, что его намерением было представить подлинную картину жизни и нравов, которая была бы изображена "правдоподобно и в то же время забавно".

Индивидуальное своеобразие творческого почерка писателя сложилось уже на раннем этапе его развития. В первом романе Диккенса, в "Записках Пиквикского клуба", возникает стиль Диккенса: "диккенсовский чудак", "злодей как из романа Диккенса". Реализм Диккенса своеобразен. Эпически широкая, объективная картина окружающего мира, каким он предстает в романах Диккенса, настолько сильно окрашена авторским отношением, так много в ней субъективного начала, что в глазах некоторых его современников Диккенс представлялся скорее продолжателем романтиков, нежели подлинным реалистом.

Своеобразием творческой манеры Диккенса-реалиста оказывается предпочтение всех прямых способов воздействия на эмоции читателя. Карикатура, гротеск, насмешка - всем этим пользуется писатель при изображении темного мира зла. Сочувственная авторская характеристика, глубоко трогательные сцены- все это служит писателю в изображении светлого мира добра. Реалистическая проза Диккенса, в которой огромную роль играет прямая авторская оценка, намеренное усиление, преувеличение отрицательных черт персонажей, представляет собой, быть может, одно из крайних выражений того типа реализма, который нередко жертвует внешним правдоподобием, бытовой достоверностью ради силы эмоционального воздействия. Открытая моралистическая направленность творчества Диккенса, которая выразилась у него ярче, чем у других писателей-реалистов, нашла свое выражение прежде всего в ясности, прозрачности авторской моральной оценки поступков действующих лиц. Верным оружием писателя оказывается эстетическая оценка изображаемого человека, которая дает понять и о его внутреннем содержании. Диккенс смело отстаивал свое право на изображение жизни отверженных и униженных, хотя, как он и ожидал, его начали обвинять в безнравственности выбора сюжетов. Диккенс является создателем рождественской философии: поощрение должен получить тот, кто его заслуживает ,при жизни.

Периодизация творчества: 1)1833-1841 (ранний период) –«Очерки Боза» (Жанр очерка позволил передать свои впечатления от виденного в контрастных по характеру эпизодах, воспроизводящих жизнь Лондона, к-ые рисуют быт и нравы британской столицы); «Посмертные записки пиквикского клуба» (каскад комических ситуаций, в которые попадают незадачливые пиквикисты, совершенно лишенные практического опыта); «Оливер Твист»; 2)1842-1848-чартисткое движение, путешествие Диккенса в Америку; «Домби и Сын»(В творчестве писателя появляется сатира. Диккенс пока еще уповает на силу деятельной любви к ближнему, видя в ней единственную возможность исправить современный мир. Одним из наиболее примечательных произведений Диккенса становится «Рождественский гимн в прозе» («Песнь Рождеству»), в которой появляется образ Скруджа) ; 3)1849-1859. В эти годы Диккенс создает наиболее сильные по своему социальному звучанию произведения - романы «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит»; 4)1860- рабочее движение в стране ослабевает. В этот период Диккенс создает романы «Большие надежды» и «Наш общий друг». В романах 1860-х годов заметно углубление творческого кризиса писателя, мотивы упадка. Писатель постепенно отходит от художественного разрешения коренных вопросов современности. Его все больше привлекает редкое и исключительное, которое изображается за счет типичного, все больше интересует раскрытие психологии героев, при этом такой, в которой выступает отклонение от нормы. Предельного выражения эта тенденция достигает в неоконченном романе «Тайна Эдвина Друда».

«Оливер Твист» направлен против «закона о бедных», против работных домов, против существующих политэкономических концепций, усыпляющих общественное мнение обещаниями счастья и процветания для большинства. Счастья добивается лишь Оливер Твист, т.к. незапятнанность, чистота души Оливера, его стойкость перед жизненными трудностями нуждаются в вознаграждении. «Оливер Твист» был также и своеобразным гражданским ответом Диккенса на засилье в то время так называемого ньюгейтского романа, в котором повествование о ворах и преступниках велось исключительно в мелодраматических и романтических тонах. Диккенс выступил против идеализации преступления и тех, кто его совершает. Диккенс занят исследованием механизма зла, его воздействия на человека; добро же реализуется у него в образах м-ра Браунлоу и самого Оливера Твиста, Роз Мейли. Наиболее выпуклыми оказались образы Фейгина, Сайкса, Нэнси. Нэнси обладает некоторыми привлекательными чертами характера и даже проявляет нежную привязанность к Оливеру, но она же и жестоко расплачивается за это. Оливер Твист, пройдя жизненную школу Фейгина, обучавшего его воровскому искусству, остается добродетельным и чистым ребенком. Он ощущает свою непригодность к ремеслу, на которое его толкает старый мошенник, зато легко и свободно чувствует себя в уютной спальне мистера Браунлоу, где сразу же обращает внимание на портрет молодой женщины, оказавшейся впоследствии его матерью. Зло проникает во все уголки Лондона, более всего оно распространено среди тех, кого общество обрекло на нищету, рабство и страдания. Но, пожалуй, самыми мрачными страницами в романе выглядят те, которые посвящены работным домам. Жидкая овсянка три раза в день, две луковицы в неделю и полбулки по воскресеньям - вот тот скудный рацион, который поддерживал жалких, вечно голодных мальчиков работного дома, трепавших с шести часов утра пеньку. Когда Оливер, доведенный до отчаяния голодом, робко просит у надзирателя добавочную порцию каши, мальчика считают бунтовщиком и запирают в холодный чулан. Повествование окрашено мрачным юмором, рассказчик как бы с трудом верит, что происходящие события относятся к цивилизованной и кичащейся своей демократией и справедливостью Англии. Здесь и другой темп повествования: короткие главы заполнены многочисленными событиями, составляющими суть жанра приключений. В судьбе маленького Оливера приключения оказываются злоключениями, когда на сцене появляется зловещая фигура Монкса, брата Оливера, который ради получения наследства старается погубить главного героя, вступив в сговор с Фейгином и заставив его сделать из Оливера вора. В этом романе Диккенса ощутимы черты детективного повествования, но расследованием тайны Твиста занимаются и профессиональные служители закона, и энтузиасты, полюбившие мальчика и пожелавшие восстановить доброе имя его отца и вернуть законно принадлежащее ему наследство. Характер эпизодов также различен. Иногда в романе звучат мелодраматические ноты. Особенно отчетливо это ощущается в сцене прощания маленького Оливера и Дика, обреченного на смерть друга героя, который мечтает скорее умереть, чтобы избавиться от голода, наказаний и непосильного труда. Особое значение в «Приключениях Оливера Твиста» приобретают социальные мотивировки поведения людей, обусловившие те или иные черты их характеров. Отрицательные персонажи романа - это носители зла, ожесточенные жизнью, аморальные и циничные. Они отвратительны, слишком гротескны и карикатурны, чтобы быть правдоподобными, хотя и не вызывают у читателя сомнений в том, что они не правдивы. Так, глава воровской шайки Фейгин любит наслаждаться видом украденных золотых вещей. Он может быть жестоким и беспощадным, если ему не повинуются или наносят ущерб его делу. Фигура его сообщника Сайкса нарисована более детально, чем все остальные сообщники Фейгина. В «Приключениях Оливера Твиста» критические интонации связаны в основном с характерами персонажей, охраняющих порядок и законность в государстве. Положительные же герои, такие, как мистер Браунлоу, Роз Мейли, Гарри Мейли, Оливер, нарисованы в традициях просветительской литературы, т. е. в них подчеркнуты природная доброта, порядочность, честность. В повествовательной линии романа сильны дидактические элементы, вернее, нравственно-морализаторские. Счастливый конец венчает развитие интриги. Все злодеи уходят со сцены - их козни разгаданы, поэтому их роль сыграна. Умирает Монкс в Новом Свете, получивший-таки часть наследства, предназначенного для Оливера, казнен Фейгин, Клейпоул стал осведомителем, чета Бамблей оказалась а работном доме, Сайке погиб, спасаясь от погони. Диккенс-гуманист вознаграждает своих положительных персонажей - Браунлоу усыновляет Оливера, Роз счастлива с Гарри.

 


24.01.2020; 20:58
хиты: 88
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь