«Гобсек» (1830). В «Гобсеке» (в пер. живоглот) Бальзак завершает сюжетную линию семьи Де Ресто из одной из дочерей Горио Анастази.Гобсек дает деньги Анастази на содержание любовника, а после смерти ее мужа забирает завещание , согласно которому все имущество переходит сыну Эрнесту.
Гобсек-холодный, жестокий, одинокий герой, который, тем не менее, жертвует часть имущества своей племяннице. Гобсек- человек-вексель, человек-автомат, существо подлое, но возвышенное. Гобсек презирает светское общество, Анастази, которая тратит деньги на мужчину. Он знает все тайны должников,презирает мир. Гобсек-образ одной давлеющей страсти, любви к деньгам и золоту, так как в нем сосредоточены все силы человечества. Нам неизвестно, как Гобсек нажил свои капиталы, возможно, он был пиратом. По мнению Гобсека, внутренние страсти – губительны для людей и только инстинкт самосохранения – единственное, что ценно в жизни. Прочно же стоять на ногах в мире, погружённом в тщеславную суету, можно лишь с помощью золота. Оно даёт всё – богатство, власть, положение, благосклонность женщин. Страсти же лучше всего изучать и извлекать из них прибыль. Две последних вещи – главное развлечение Гобсека.
Из этого следует основная тема повести – человеческие страсти. Она исследуется в повести на двух уровнях: с одной стороны, Гобсек изучает человеческие страсти, с другой, сам Бальзак исследует натуру старого ростовщика и показывает нам, что даже под личиной умудрённого жизнью человека может скрываться одна всепоглощающая и всё разрушающая страсть – тяга к золоту, к накоплению, к постоянному обогащению.
Историю Гобсека в гостиной графини Гранлье рассказывать Дервиль, который в молодости был учеником ростовщика. Через восприятие Дервиля Бальзак частично передаёт и своё, но их мнения во многом расходятся: Дервиль-друг и продолжатель, где-то даже понимал Гобсека, а Бальзак негативно относится к своему герою и критикует его. Гобсек-типичный, обобщенный образ капиталиста-накопителя, который на пороге смерти сталкивается один на один со своей индивидуальной страстью – он умирает, не оставив после себя завещания (устное, данное на словах Дервилю – не в счёт), в доме, под завязку забитом гниющими деликатесами, деньгами и последней полученной им кучкой золота, спрятанной по немощи в каминной золе.