Проблематика
В центре поэмы проблематика соотношения царской власти, закона и милосердия. Это один из главных вопросов всей русской литературы начала XIX века. В центре внимания Лермонтова — нравственные и политические проблемы своей эпохи, судьба и права человека в ней. Писатель рассуждает над проблемами своей эпохи: нужны ли его времени люди чести, нужна ли сильная личность власти?
Идейный смысл
«Песня про купца Калашникова» - осознание Лермонтовым причин трагедии «русского скитальца»
М. Ю. Лермонтов всегда проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней ярких личностей, богатырство духа, которого так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было героев, поэтому поэт искал их в русской истории, которая была для него неиссякаемым источником богатства и красоты души человека.
Поэма «Песня про.. . удалого купца Калашникова» — это историческая песня, написанная в фольклорной традиции. В ней рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну, жену «удалого купца» Степана Парамоновича Калашникова, и своими признаниями, поступками бросил тень на честное имя женщины и ее семьи.
В этом произведении автор столкнул две силы — народную правду и самодержавное своеволие, «честь и бесчестие» .
Чувство собственного достоинства привлекает нас в «молодом купце», «статном молодце» Калашникове. Белинский сказал о нем, что это «... одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут». Ведь вышел он «не шутки шутить», а насмерть биться. Подняв руку на любимого опричника царя и открыто сказав об этом, Степан Парамонович встает против государственной системы. Он защищает человеческое достоинство русских людей. Калашников сознает личное и социальное достоинство, он мужественен, честен, справедлив. В поединке в отличие от Кирибеевича он думает не только о себе, а защищает свою любовь, семью, честь жены. Моральную победу Калашников одержал, еще не вступив в бой с Кирибеевичем. О том, что эта победа имеет народное значение, говорит завершающая картина «безымянной могилки», вызывающая сочувствие в народе.
Купец Калашников 1836 год . Русскость здесь уже торжествует . Купец Клалашников-купец, а типизация героя идет не по сословному признаку , а по национальному признаку. Он воплотил в себе лучшие черты русского характера, которые утверждались домостроем.
"Отвечает Степан Парамонович:
«...А родился я от честного отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного...»"
Художественное своеобразие
Высоко оценивая народную поэзию, поэт писал: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях». Его увлекали характер и лад русской былины, натолкнувшие поэта на мысль о создании произведения, в котором бы выразилась русская жизнь в знаменательный период московской истории — царствование Ивана Грозного. Поэма близка народно-поэтическому творчеству: повествование ведется от имени гусляров, хранителей преданий и народной памяти. Поэт обращается к устаревшим формам слов: «кудряву бороду», «на широку грудь»; к просторечным оборотам: «мово верного слугу»; к традиционным обращениям: «Государь ты мой, красно солнышко». Олицетворение является основным приемом автора («умывается снегами рассыпчатыми», «заря алая подымается», «разметала кудри золотые»). Поэма изобилует постоянными эпитетами («добрый молодец», «удалой боец», «солнце красное»), постоянными сравнениями («ходит плавно — будто лебедушка»). Как и в народной песне М. Ю. Лермонтов использует подхваты:
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка, во сыром бору...;
анафоры:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного...