С тетради – Романтизм-бурная реакция классицизма. 1.Мир находится в борении противоположных начал (нет гармонии).2.Герой находится в конфликте с миром и с собой. 3.Стремление к свободе (личной). 4. Внимание к миру личности. 5.Принцип контраста.
Опасности романтизма: романтизм-западноевроп.явл-е; инодуховное явление (враждебное, культ чел.»Я»);
Характерные черты романтизма: принцип типизации, изобр.исключит.личн-ти в исключит необычной обстановке; вним-е к внутр.миру чел-ка(монолог Мцыри. Для героя главное-излить душу). Абсолютное стремление к свободне (земля отцов-символ, монастырь=Тюрьма). Принцип контраста (монахи и Мцыри, между духом Мцыри и его физ.состоянием). Внутр.противоречивость(герой не находит гармонии с собой). Действие происх.на фоне экзотич.природы. Метафоричность пейзажей.
Осн.напр-я русского рои-ма. Раньше выделяли консервативное и прогрессивное. 1.Эллегически-мистческое напр-е (Жуковский).2.Эпикурейское (К.Н. Батюшков) 3. Гражданское(декабристское) (К.Ф..Рылеев.
Романтизм обособил личность от земного мира, окружающая среда может погубить личность, но изменить ее она не в силах. Личность всегда равна себе и не зависит от обстоятельств. Подобно отношениям с обществом, складываются и отношения личности с природой. Человек воспринимает мир всем существом.
Романтизм – литературное направление, которое поставило в центр художественного изображения одинокую свободную личность, проникнутую мистическим вечным томлением по бесконечному и не обусловленную ни историческими, ни социальными обстоятельствами, а потому обладающую чертами исключительности и таинственности.
Основные направления русского романтизма:
1) Эллегически-мистическое. Представитель:
В. А. Жуковский: герои Жуковского размышляют вечерами о жизни, обращение к сверхъестественному;
Цитаты:
· «Смысл жизни – вера в провиденье»
· «Останутся бессмертны одни лишь добрые дела»
2) Эпикурейское (на основе учения Эпикура о радости жизни и наслаждения ею)
Представитель:
Константин Николаевич Батюшков: герой умеет наслаждаться деревенскою тишиной. Герой отвергает богатство.
Цитата:
· «Часы крылаты, не летите, и счастье наше на миг продлите»
3) Гражданское (или декабристское)
Представитель:
Кондратий Фёдорович Рылеев: вводит счастье жизни в борьбе за торжество гражданских идеалов, мотив жертвенной гибельности во имя гражданских свобод.
Цитаты:
· «Я знаю, что погибель ждёт
Того, кто первый восстаёт
На притеснителей народа.
Судьба меня уж обрекла,
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?»
· «Я не поэт, я гражданин!»
Пейзаж «Мцыри» как элемент романтической поэмы. Для своего произведения Лермонтов выбирает экзотическое место действия: монастырь на Кавказе. Благодаря этому он может построить романтический контраст: душные, тесные стены монастыря, в которых томится Мцыри – и величественная природа Кавказа, виднеющиеся вдали горы, непроходимые леса, струящиеся горные потоки. К тому же Кавказ, как для Лермонтова, так и для его соотечественников был символом вольности, свободы. Именно к этой свободе и стремится главный герой. Справедливо заметить, что горы, наравне с морем, являются одним из самых характерных для романтизма пейзажей.
Сам герой, описанный Лермонтовым, также необычен.О жизни Мцыри рассказывается очень мало. Это как раз и является чертой романтического произведения: окутать героя тайной. Как он рос и воспитывался – все это остается за рамками повествования. Не дано даже подробного описания внешности Мцыри. Зато очень подробно изображаются три кульминационных дня, когда герой получает наконец-таки желанную свободу. Это важно, поскольку именно в этот момент Мцыри раскрывается как романтический герой-бунтарь, не понятый окружающим миром (в данной ситуации – монастырем).Сама природа его бунта не до конца ясна и объяснена. Как говорит сам Мцыри, он «знал одной лишь думы власть, одну — но пламенную страсть». И страсть эта была – побег. Привезенный в монастырь совсем ребенком, он практически не помнит прежней жизни, и его стремление к свободе идет не от рационального – воспоминаний, желания вернуть прошлое, а от иррационального. То есть, от глубинного желания вольной жизни без всяких запретов свойственного именно романтическому герою.
Романтизму как направлению свойственно четкое разделение мира на две стороны, на черное и белое, на правильное и неправильное. Мцыри убежден, что жизнь возможна только на свободе. И, оставаясь до конца верным своим убеждениям, он умирает, вернувшись в монастырь. Убивают его не полученные в схватке с барсом раны, а жажда свободы, выраженная в поэме в образе пламени: «И он прожег свою тюрьму».
Здесь же, в стремлении Мцыри вырваться прочь из монастырских стен, реализуется еще одна черта романтизма: желание человека сменить неестественную среду на - естественную. В монастыре видел среду не естественную для человека. «Вернулся я к тюрьме моей» – вот как о нем отзывается Мцыри. В конце поэмы герой разрывает связывавшие его оковы и обретает свободу, но уже не в этом, а в ином мире. Смерть героя характерна для романизма.
Черты романтизма в поэме «Мцыри» проявляются и в композиционном построении поэмы: повествование сосредоточено на одном, важнейшем эпизоде из жизни Мцыри, и в виде лирической исповеди героя. Форма исповеди является классическим приемом для романтических произведений. Внимания заслуживает и эпизод борьбы с барсом, который критики выделяют как ключевой в поэме. В нем Мцыри раскрывается как бесстрашный боец, как настоящий герой, достойный своих диких и неустрашимых предков. Пусть побег Мцыри не увенчался успехом, но выбранный автором кульминационный момент говорит об обратном: его героя уже ничто не в силах сломить. Он победил, и победа его – победа романтика.