Важнейшим достижением немецкой литературы XVII в. становится создание национальной романной формы.Их авторы при изображении действительности пытались углубить психологическую мотивировку поступков персонажей, усиливали эротические моменты, вводили в качестве героев обыкновенных дворян или даже бюргеров, действие переносят в современность. Сюжетами нередко избирались события древней или библейской истории.
После войны в нем.лит-ре развился жанр-роман. Представлением нем. Бюргерского романа стал «Симплициссимус». В центре романа-судьба простого героя. Это обычный бродяга, у кот.был дом, семья, но он всё потерял. Роман-зеркало жизни, где мир изображён без прикрас. Имя С.- Мельхиор Штернфельс. Происходит становление, воспит-е героя. В конце романа он становится отшельником и попадает на остров, где чувствует себя счастливым и не хочет возвращаться к людям, возлагает вину на правителей за соц.несправедливость , отстаивает интересы христианства, обычного чел-ка возвышает над правителями.
Роман написан в форме автобиографии героя-рассказчика, которая создает иллюзию достоверности происходящего и непосредственно пережитого им. Однако биографическая форма с тенденцией к исповедальности нацелена на показ несовершенства мира. «Симплиция Симплициссимуса», сочетающего в себе реалистические и барочные элементы, можно назвать «романом воспитания», «романом становления человека». Барочная идея изменчивости, непостоянства пронизывает всю структуру романа, но наполнена эта идея социальным смыслом - судьба Симплиция становится олицетворением народной судьбы в эпоху социальных смут и потрясений. Характерное для литературы барокко сочетание реального и аллегорического, метафорического планов изображения также свойственно структуре романа Гриммельсгаузена.
В основе «Симплициссимуса» заложена идея испытания. На своем пути познания мира Симплиций сталкивается с самыми различными людьми — праведниками и злодеями. Его постоянными спутниками в романе становятся Херцбрудер как олицетворение добра и Оливье, отпетый негодяй и злодей. Симплиций испытывает на себе их разнонаправленные влияния. Но во всех злоключениях Симплиций остается верен своей человеческой сути. Испытанию подвергаются и абстрактные моральные ценности. Примером могут служить три заповеди, которые завещал юному Симплицию воспитавший его Отшельник: «Познай самого себя, беги худого товарищества и пребывай твердым». Эти истины не раз опровергаются поступками героя, но становятся нравственным итогом.
Гриммельсгаузен создает в «Симплициссимусе» свою модель мира, которая включает элементы народной фантазии, например, подводное царство горного озера. Основным местом действия в романе является простор под открытым небом.В своем страстном протесте против войны и социального угнетения Гриммельсгаузен выступает как представитель социальных низов. Это проявляется и в его неизменном сочувствии крестьянству, наиболее притесняемому сословию немецкого общества XVII столетия. Отношение писателя к крестьянству, понимание его положения и значения в обществе становится очевидным в символической картине «Древа сословий», которое видит во сне герой. Для Гриммельсгаузена крестьянин— основа всей жизни, символ ее неистребимости. В этом отношении важен образ «батьки», приемного отца Симплиция.
Картинам страшных социальных бедствий, зла и несправедливости, царящих в мире, Гриммельсгаузен в качестве положительного идеала противопоставляет различные утопии. Такое сочетание сатирического разоблачения действительности с утопическими представлениями об идеальном ее переустройстве характерно для литературы барокко. Пример идеального человеческого общества герой романа видит в словацкой общине перекрещенцев (анабаптистов).Другую утопию излагает безумец, выдающий себя за Юпитера. Он мечтает о справедливом и лучшем порядке для всей Германии.