пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

14.Творчество Мильтона эпохи Реставрации. Библейский сюжет и его философское осмысление в поэме «Потерянный рай». Особенности жанра и художественного метода в поэме.

Реставрация Стюартов положила конец политической деятельности Мильтона. Слепота делала его безвредным в глазах монархического правительства, и его не подвергали преследованиям. Поражение революции не сломило Мильтона. Именно в годы Реставрации он создаёт свои наиболее крупные художественные произведения .Третий период творчества Мильтона (1660—1674) — это период создания им произведений, выразивших в художественной форме идеалы буржуазной пуританской революции. Все три большие произведения, созданные Мильтоном в этот период, написаны на библейские сюжеты, они проникнуты духом революционного пуританства XVII века. Мильтон, поэт буржуазной пуританской революции, воспользовался для создания своих монументальных произведений «языком, страстями и иллюзиями, заимствованными из Ветхого Завета.

Все написанное Мильтоном за сорок лет меркнет по сравнению с его величайшим творением - поэмой "Потерянный Рай". Здесь во всей мощи проявилось поэтическое мастерство Мильтона. Форма эпоса, избранная им, когда-то была самой естественной для поэзии. Мильтон знал все образцы эпической поэзии. Для него было естественно именно в такой форме воплотить свое видение, ощущение, дух отошедшей эпохи. Мильтон создавал "Потерянный Рай" в обстановке, лишенной какого бы то ни было героизма. Словом, создавая поэмы, Мильтон шел против воцарившегося духа времени. Он жил прошлым, хотел, чтобы память о нем не умерла, мечтал о возрождении общественных идеалов, о восстановлении личной нравственности. Это он и воплотил в "Потерянном Рае". Двойственность отношения Мильтона к буржуазной пуританской революции помогает понять глубочайшую двойственность, пронизывающую весь "Потерянный Рай". Перед нами поэма на библейский сюжет. Она начинается с изображения того, как падший ангел Сатана замышляет восстание против небесного Вседержителя. Общий дух песен "Потерянного Рая", изображающих борьбу Неба и Ада, отражает атмосферу, хорошо известную тем, кто пережил бурные годы революции.Самый же конфликт находится в иной плоскости. Мильтон взял его из Библии. Ему, пуританину, всегда представлялась главной борьба Добра и Зла в мире. Библия дала символические обобщающие образы этой борьбы в фигурах Бога и Сатаны. Мильтону безусловно близка идея Бога как воплощения всех лучших начал жизни. Но Мильтон - бунтарь и революционер - хорошо чувствует и понимает Сатану. Так, на протяжении поэмы очень несогласованы два мотива: утверждение Добра и Благости, воплощенных в Боге и небесном воинстве, и дух мятежа, непокорства, столь выразительно и сочувственно представленный в образе Сатаны. Мильтон, конечно, нашел формальное решение этого противоречия. У него Сатана и силы Ада посрамлены, побеждены и повергнуты во прах. Главное впечатление определяется  вершинными моментами действия,  к числу их несомненно принадлежат сцены, выражающие дух восстания. Люцифер, издавна ставший мифическим воплощением идеи Зла, играет роковую роль в судьбе Адама и Евы. Если антагонизм Бога и Сатаны выражает идею борьбы Добра и Зла, как явление всеобщего, космического масштаба, то миф об Адаме и Еве сводит проблему с небесных высот на землю и показывает, как отражается эта борьба в бытии человечества. В поэме Мильтона выразительно противопоставлены два состояния человечества: его безмятежное существование в земном раю - Эдеме и жизнь, полная забот, испытаний и бедствий после изгнания из Рая. Изображение райской жизни Адама и Евы в поэме Мильтона может показаться тяжеловесно-скучной идиллией. Между тем оно имеет глубочайший гуманистический смысл. По идее Мильтона, человек изначально прекрасен, ему чужды дурные наклонности и пороки. Адам в Раю учит Еву, что первейший долг человека - трудиться, чтобы украшать землю плодами своих рук. Любовь Адама и Евы - идеальное сочетание духовной общности и физического влечения. В противовес аскетическим толкованиям библейской легенды, прямо бросая вызов ханжам, Мильтон вдохновенно пишет о радостях плотской любви Адама и Евы. Рай Мильтона - одна из прекрасных гуманистических утопий. Почему же люди лишились такой блаженной жизни? Следуя библейской легенде, Мильтон отвечает: их искусил Дьявол, и они нарушили запрет Бога. Сатана в обличье коварного Змия искусил Еву съесть плод с древа познания Добра и Зла. А Бог запретил людям прикасаться к этим плодам. Изгнание из Эдема лишает человека вечного блаженства. Отныне его жизнь становится тяжкой. Но Адам, принявший и на себя бремя вины, павшей на Еву, не страшится тех испытаний, которые предстоят ему и всем людям. Его образ несомненно героичен. Мильтон не ограничился двумя мотивами, составляющими основу сюжета поэмы, - восстанием Сатаны и грехопадением первых людей. Он расширил рамки произведения, введя в него "видение" о будущем человечества. Напутствуя Адама и Еву, покидающих Эдем, архангел Михаил показывает им картину жизни человечества после того, как оно лишилось райских благ. Оставаясь в пределах библейских же легенд, Мильтон в сущности развивает здесь цельную философию истории. В отличие от просветителей XVIII века, которые были вольнодумцами, а иные даже атеистами, Мильтон еще облекает свою философию в религиозные формы, он был ближайшим предшественником просветителей как в своей защите прав разума и стремления к знанию, так и в утверждении идей свободы и гуманности.

 

 


24.01.2019; 20:59
хиты: 86
рейтинг:0
Профессии и Прикладные науки
образование
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь