Владимир Галактионович Короленко (1853-1921)
Излюбленной формой стал у писателя путевой очерк, дорожные зарисовки, возникновению которых способствовала и вся скитальческая жизнь Короленко. Сосланный сначала в Вятскую губернию (в 1879 году), затем в Восточную Сибирь (в 1881 году), он долгие дни и недели проводит в пути, открывая неведомую ему прежде таежную природу, удивительные человеческие типы, быт коренных обитателей Сибири и тех, кто попал туда не по своей воле. Из этого материала выросли сибирские очерки писателя. Но и по возвращении из Сибири Короленко много ездит по России, занося попутные впечатления и размышления в записные книжки, с недолгими попутчиками, чьи характеры, живо схваченные писателем, также остаются на страницах его книжек. Ожидая от «народной мудрости» чуда внезапного обновления жизни, Короленко одно время подавлял в себе свои писательские склонности. Теперь же мечты о литературной борьбе вспыхнули с новой силой, о чем рассказано в «Истории моего современника» в главе «На Яммалахском утесе», которую Короленко очень ценил. Основное в образе Макара — это «надежда», которую не сумели убить в нем ни одуряющий труд, ни страшные морозы, ни то одичание, к которому привела его жизнь. Лейтмотив «надежды» Короленко проводит через всё движение сюжета и придает ему особую силу в финальной сцене суда. Здесь с полной очевидностью раскрываетсявнутреннее содержание мотива.