пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Роман Л.Н. Толстого «Воскресение». Тематика, проблематика, идейная направленность.

«Воскресение» роман социально-идеологический. В основе романа лежит идеологич-й тезис о желанном и должном соц.устройстве. С точки зрения этого тезиса дается принципиальная критика всех существующих общественных отношений и форм. Эта критика действительности сопровождается или перебивается и непосредственными доказательствами тезисов в форме отвлеченных рассуждений или проповеди, а иногда и попытками изображения утопического идеала.

В согласии с этими основными особенностями жанра роман «Воскресение» слагается из 3х аспектов:1) принцип-й критики всех наличных общественных отношений 2) изображения «душевного дела» героев, т.е нравственного воскрес-я Нехлюдова и Катюши Масловой и3) отвлеченного развития соц-нравств-х и религиозных воззрений автора. В связи с этим находится и композиция романа. Она чрезвычайно проста по сравнению с предшествующими произведениями. В «Воскресении» повеств-е сосредот-но лишь вокруг Нехлюдова и, отчасти, Катюши Масловой, все остальные персонажи и мир изображаются в кругозоре Нехлюдова. Все эти персонажи романа, кроме гл. героя и героини, ничем не связаны между собою и объединяются лишь внешне тем, что приходят в соприкосновение с посещающим их, лопочущим о своем деле Нехлюдовым. Роман –это вереница освещенных резким критическим светом образов соц. действительности, соединенных нитью внешней и внутренней деятельности Нехлюдова; увенчивают роман отвлеченные тезисы автора, подкрепленные евангельскими цитатами. Наиболее подробно и глубоко разработана в романе картина суда. Евангельские цитаты, избранные эпиграфом к первой части романа, раскрывают основной идеологический тезис: недопустимость какого бы то ни было суда над человеком. Этот тезис оправдывается прежде всего основным сюжетным положением романа: Нехлюдов, оказавшийся в законном порядке присяжным заседателем в процессе Масловой, т.е. судьёй Катюши, на самом деле является виновником ее гибели. Картина, судя по замыслу Толстого, должна показать непризв-сть и всех ост-х судей. Картина суда– это суд над судом, суд над барином Нехлюдовым, над бюрократами-судьями, над мещанами- присяж-ми, над сословно-классовым строем и порожденными им формами правосудия. Произведения Толстого вообще глубоко проникнуты пафосом соц.суда, но его отвлеч. идеология призывает к моральному суду лишь над самим собою и соц.непротивлению. Разоблачение подлинного смысла или, вернее, подлинной бессмыслицы всего совершающегося на суде достигается Толстым определенными художеств-ми сред-ми, правда, не новыми в «Воск-ии», а характерными и для всего его предшествующего творчества. Толстой использует прием отстранения – изображает то или иное действие как бы с точки зрения человека, впервые его видящего, не знающего его назначения и потому воспринимаемого внешнюю сторону этого действия со всеми его материальными деталями. Описывая действие, Толстой тщательно избегает всех тех слов и выражений, которыми мы привыкли осмысливать данное действие. С этим приемом изображения тесно связан другой, дополняющий его и потому всегда сочетающийся с ним: изображая внешнюю сторону того или иного соц-условного действия, Толстой показывает нам переживания совершающих эти действия лиц. Эти переживания всегда оказываются не соответствующими действию, лежащими совсем в иной сфере, в большинстве случаев – в сфере грубо житейской или душевно-телесной жизни. Так, один из членов суда, важно всходя на судейское возвышение при всеобщем вставании, с сосредоточенным видом считает шаги, загадав поможет ли ему новое средство вылечиться от катара желудка. В романе «Воскресение» впервые героями Толстого стали революционеры. Революционная интеллигенция и представитель рабочего движения изображены критически, с пафосом разоблачения.


21.01.2020; 21:31
хиты: 100
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь