пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина». Тематика, проблематика, идейная направленность

В первую очередь  произведение можно охарактеризовать как  семейный роман. В центре сюжета жизнь и судьба нескольких семей. Семейные отношения и конфликты выдвинуты на первый план произведения. В тоже время через  историю семейных отношений описывается множество социальных  и общественных процессов, а судьбы героев раскрывают  их внутренний мир, развитие их личности. Поэтому роман может характеризоваться и как психологический и социальный.

Проблематика романа «Анна Каренина» Л.Н. Толстого

• Семья, брак (роль семьи в жизни человека ( «мысль семейная» (Л. Толстой) поиски основ крепких семейных связей: «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему »).

• Любовь.

• Взаимоотношения родителей и детей (право женщины / мужчины в жизни за движениями своей души или долг перед членами своей семьи, прежде всего детьми - судьба Сергея Каренина и маленькой Ани.)

• Место человека в обществе.

• Смысл бытия.

• Жизнь и смерть.

• Обязанности и ответственности.

Роман открывается взятым из Библии эпиграфом «Мне отмщение, и Аз воздам».  Много лет спустя Толстой признавался, что выбрал этот эпиграф для того, «чтобы выразить ту мысль, что, то дурное, что совершает человек, имеет своим последствием все то горькое, что идет не от людей, а от Бога и что испытала на себе и Анна Каренина». Повествование определялось двумя основными сюжетными линиями, которые практически не пересеклись, если не считать единственной встречи двух главных героев (Анны Карениной и Константина Левина. И на основе этих двух линий раскрывается проблематика романа. Анна Каренина богата, умна, красива, много читает, разбирается в искусстве, она замужем, но мужа не любит, она будто живет в ожидании жизни, и встреча с Вронским меняет её. Чем больше Анна отдается своему эгоистическому стремлению к счастью и чувственной любви, тем больше она разрушает свою семь и саму себя. Она обманывает мужа, бросает сына, не хочет слышать голос собственной совести: «Анна в этот первый период своего освобождения и быстрого выздоровления чувствовала себя непростительно счастливою и полною радости жизни. Воспоминание несчастия мужа не отравляло её счастия. Воспоминание это, с одной стороны, было слишком ужасно, чтобы думать о нём.С другой стороны, несчастие ее мужа дало ей слишком большое счастие, чтобы раскаиваться». Между тем Вронский «несмотря на полное осуществление того, чего он желал так долго, не был вполне счастлив. Он скоро почувствовал, что осуществление его желания доставило ему только песчинку из той горы счастия, которой он ожидал». Анна же, напротив, всё больше привязывалась к Вронскому, требуя от него постоянного внимания и подчинения, ужасно ревнуя его ко всему. Все ее существо сосредоточилось на страстной любви к Вронскому, который всё больше охлаждался и вызывал ненависть: «Моя любовь все делается страстнее и себялюбивее, а его все гаснет и гаснет, и вот отчего мы расходимся. И помочь этому нельзя. Он уж давно не любит меня. А где кончается любовь, там начинается ненависть. Разве все мы не брошены на свет затем только, чтобы ненавидеть друг друга и потому мучать себя и других?»  Анна приходит к мысли, что вся жизнь есть обман, страдание и зло и желая прекратить мучения, она бросается под поезд. Так Толстой показывает, как страсть разрушает человека, как женщина, увлеченная этой эгоистичной страстью, перестает выполнять свое истинное предназначение жены и матери, и в итоге теряет смысл жизни, предпочитая добровольную смерть. Другой важный персонаж, тип правдоискателя - Левин Константин. Константин Левин — автобиографический герой. Толстой образовал его фамилию от своего имени «Лев», которое он произносил как Лёв. Нравственные и хозяйственные искания приводят его к отрицанию зла цивилизации: городской светской жизни, пореформенных буржуазных преобразований в России и к утверждению добра природы, явленного в деревенской семейной жизни, крестьянском и помещичьем совместном труде. Но к идеалам он идет тяжелой дорогой разочарования. Толстой создавал своего героя уже после ночи «арзамасского ужаса», которая заставила его переосмыслить всё сущее. Единственная глава романа, имеющая особое название («Смерть»), показывает нам особое отношение и Левина к уходу в мир иной. То, что «уяснялось» для его брата Николая, оставалось тайной для наблюдателя. «Ужас пред неразгаданностью и вместе близостью и неизбежностью смерти» ощущает Левин, те же чувства волной захлестнули Льва Толстого в Арзамасе. Словно не желая оставлять своего героя наедине с этими переживаниями, автор являет Левину новое чудо — ожидание ребёнка. В этом периоде Константин вновь показан как человек больших страстей: его отношение к жене («ты такая святыня для меня»), его поведение во время родов Кити — это крайности. То же касается его попыток постижения жизни: в раздумьях о её смысле и назначении он приходит в тупик, и это так влияет на него, что Константин — счастливый семьянин и радушный хозяин — всерьёз задумывается о самоубийстве, вновь совершенно не беря в расчёт своих близких.  В последних главах в образе Левина проступают черты толстовства. Это непротивление злу насилием: «Он не мог согласиться с тем, что десятки людей имели право, говорить, что они с газетами выражают волю и мысль народа, и такую мысль, которая выражается в мщении и убийстве. Он не мог согласиться с этим, потому что и не видел выражения этих мыслей в народе, в среде которого он жил, а главное потому, что он вместе с народом не знал, в чем состоит общее благо, но твердо знал, что достижение этого общего блага возможно только при строгом исполнении того закона добра, который открыт каждому человеку, и потому не мог желать войны и проповедывать для каких бы то ни было общих целей». Также в духе толстовство происходит познание Бога Левиным через некое озарение: ««Я искал ответа на мой вопрос. А ответа на мой вопрос не могла мне дать мысль, – она несоизмерима с вопросом. Ответ мне дала сама жизнь, в моем знании того, что хорошо и что дурно».  На эту мысль его натолкнул мужик сказавший о том, что Фоканыч живет для души, по правде, по-божью.


21.01.2020; 21:29
хиты: 80
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь