Многие женские образы в романе «Война и мир» Толстова имеют прототипы в реальной жизни автора. Это, например, Мария Болконская (Ростова), ее образ Толстой писал со своей матери, Волконской Марии Николаевны. Ростова Наталья старшая очень похожа на бабушку Льва Николаевича – Пелагею Николаевну Толстую. Наташа Ростова (Безухова) имеет даже два прототипа, это жена писателя, Софья Андреевна Толстая и ее сестра, Татьяна Андреевна Кузьминская. Видимо, поэтому Толстой с такой теплотой и нежностью создает этих персонажей.
Наташа — самый обаятельный женский образ романа. Толстой показывает духовную связь Наташи с народной жизнью. Именно это народное чувство вызвало ее волнение в сцене чтения манифеста чувство любви к Родине. Всем сердцем воспринимает она смысл и значение общенародного бедствия. Это же заставляет ее добиться, чтобы подводы были отданы раненым, и от души радоваться тому, что раненых удастся вывезти из Москвы.
В отличие от Элен духовная красота Наташи проявляется в ее отношении к родной природе. Мы ни разу не видим Элен в деревне, на лоне природы. Наташа не поражает внешней красотою, и тем не менее она истинно прекрасна.
Внешний и внутренний облик "блестящей красавицы" Элен показывается в ее улыбке, но это всего лишь маска, скрывающая душевную пустоту, глупость и безнравственность "великолепной княгини", В Элен воплощен дух аристократических гостиных.
Совсем иным представляется и внешний, и внутренний облик Наташи. Она нисколько не утрачивает своего обаяния от того, что ее изменчивое, выразительное лицо делается некрасивым в минуты сильного душевного волнения. Внутренняя, духовная красота Наташи основана на высокой способности и потребности любить
После знакомства с Элен все в ней изменилось: ее улыбка, манеры поведения. Толстой воспроизводит сложную внутреннюю жизнь своей героини, борьбу добра и зла в ее смятенной душе. Толстой сожалеет, но не осуждает свою героиню. Он вовсе не хочет создавать идеальный образ безупречной, добродетельной девушки. Вот эту борьбу, этот процесс сложной духовной жизни своих героев — "диалектику души" — раскрывает Толстой.
Противопоставив Наташу Ростову и Элен Курагину. Толстой совершенно определенно высказал свои взгляды по вопросу о смысле жизни женщины: назначение женщины — семья, нравственное влияние на мужа и детей; вне семьи женщина или несчастна, или порочна, или смешна. Именно поэтому в конце романа Элен умирает "от дурной болезни", а Наташа счастлива в своей семье.