Достоеский мечтал создать образ положительно прекрасного человека. Им должен был стать князь Мышкин. (в письмах Д называл его князь Христос)- Идеал человека-Христос во плоти. Д. приходит к выводу,что Мышкин не реализовался как делатель. (даже с завязанными руками делатель делает добро) Любой,кто сталкивается с князем,становится лучше, в нем просыыпается идея Христа.
Роман – новый этап в развитии мировоззрения Достоевского.Все действующие лица романа потеряли веру. Они противопоставлены князю Мышкину.
Вторая идея романа – пагубность страстей, двойственность страстей (страсть – это чувство, замешанное с грехом).
В центре романа – процесс нравственного разрушения, нравственная антитеза. Здесь противопоставление идеального князя Мышкина всем остальным. Достоевский показывает два ума: главный и неглавный. Князь Мышкин живет главным умом – сердцем.
Достоевский показывает религиозный характер антитезы – кризис безверия. В атеизме суть падения нравов.
Композиционный стержень – князь Мышкин. Все сюжетные линии сходятся к нему. Центральное место занимает картина «Мертвый Христос» в доме Рогожина. Мышкин, увидев эту картину, ужасается: «От этой картины и вера может пропасть».
В романе все померкло из-за силы власти и денег. Обогащение – главная цель всех героев романа.
Мотив корыстолюбия раскрывается в образе Рогожина.Вся жизнь Рогожина посвящена страсти, любви к Настасье Филипповне. Любовь Рогожина оборачивается стремлением к властвованию.
Ипполит Терентьев близок к образу героя-парадоксалиста. Он – носитель вселенского бунта. Бунтует он даже против самих законов природы.
Структура «темного мира» имеет двойственный характер: Петербург 60-х гг. 19 в. и семейства Епанчиных, Иволгиных, Лебедевых.
Тема апокалепсиса – гибели мира, зараженного безверия и бесовщиной.
Образ Мышкина эмпиричен: это человек, чужой на родине, тип мечтателя, человек, оторванный от жизни. Он чувствует себя беспомощным, ненужным. Тема отчужденности и социальной утопичности подчеркивается Достоевским. Мышкин жаждет исцеления, возвращается в Россию с великой миссией: узнать свою родину, понять народ русский и русскую веру. За 6 месяцев Мышкин меняется, он понимает душу русского народа. Мышкин хочет стать проповедником христианской веры. Он превращается в русского православного миссионера.
Тревога за русское дворянство звучит в речи Мышкина, образ которого – художественный автопортрет самого Достоевского.
Духовный облик Мышкина: в «темный мир» приходит человек не от мира сего. Его любят и ненавидят одновременно. Он хочет отдать свою душу за ближнего. Мышкин считает себя ниже других, поэтому постоянно самоумаляется. Его миссия – сорвать с каждого человека его грубую маску и увидеть в нем образ божий; разбудить его лучшие качества, увидеть в нем человека, внутреннюю сущность. В каждом человеке Мышкин пытается спасти живую душу, открыть милосердие и доброту, которые есть в глубине души у каждого человека.
Образ князя Мышкина был задуман как воплощение личности Христа. Но Христос - богочеловек, а Мышкин не удержался на этой высоте.
Мышкин выдумал свою любовь к Настасье Филипповне. Он не любил всех, как Христос.
Мышкин выбрал Барашкову, а не Аглаю, готовился к свадьбе, но Настасья сбежала с Рогожиным. Он простил Рогожина за кражу и убийство Настасьи Филипповны.
Невозможно черты богочеловека привнести в образ обычного человека, греховного. Достоевский писал роман о человеке идеальном, но не о богочеловеке.
Все-таки, хотя Мышкин погибает, его лучшие качества остаются в сердцах людей, которые его окружали.
Роман не кончается сценой в доме Рогожина; он кончается словами генеральши Епанчиной: «Все мы за границей одна фантазия».
Образ «положительно прекрасного» человека остался в «Идиоте» невоплощенным, но он развился в следующих романах Достоевского.