пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

37. Проблематика, жанровое своеобразие и язык повестей Н.М.Карамзина «Остров Борнгольм», «Рыцарь нашего времени», «Два характера».

 

1)"Остров Борнгольм". Природа всех страстей, по мнению Карамзина, одинакова. Этот вывод позволяет ему поставить любовь в один ряд с корыстолюбием, честолюбием. Любовник, забывший о разумных законах природы, совершает тот же проступок, что в человек, посягнувший на чужую собственность или жизнь.  Повесть "Остров Борнгольм" была написана Карамзиным в 1794 г. и опублик. в альманахе "Аглая". Эта повесть тематически соотнесена с "Письмами русского путешественника", представляя собой своеобразный эпилог книги.  Повесть складывается из ряда последовательных фрагментов, но истинный сюжет повести сосредоточен в неуклонном нагнетении эмоционального аффекта, усиливающегося от эпизода к эпизоду.Смысловым центром повести становится таинственная история двух незнакомцев, встреченных повествователем на его возвратном пути на родину: юноши, который привлек внимание путешественника в Гревзенде, и девушки, которую он обнаружил заточенной в подвале готического замка на острове Борнгольме. Настроение повествования каждый раз задается буквально первым взглядом путешественника на своих героев, чья внешность рождает определенную эмоциональную реакцию. Повесть заканчивается в тот самый момент, когда путешественник узнает страшную тайну молодых людей, но - не сообщает ее читателю.В повести "Остров Борнгольм" центр тяжести сюжета сдвинут с раскрытия тайны на ее эмоциональное переживание, и именно стадиальность нарастания чувства таинственного ужаса замещает стадиальность событийного развития. По скупым намекам, рассеянным в тексте повести, можно предположить, что "страшная тайна" повести заключена в инцесте: скорее всего, таинственные незнакомцы являются близкими родственниками - может быть братом и сестрой, которых проклял и разлучил их отец, может быть - пасынком и мачехой. Повествователь намеренно не уточняет обстоятельств их судьбы, предлагая читательскому воображению самостоятельно дорисовать картину, легкие контуры которой намеком обозначены в песне гревзендского незнакомца. Тайна взаимной любви юноши и девушки связана со столкновением стихийной страсти и общественной морали. Очевидны двойственность и неоднозначность, оставляющие читателю право принять ту или иную версию. Вся поэтика повести подчинена одной цели: сгустить атмосферу страшной тайны до предела эмоциональной переносимости. Действие начинается в разомкнутом пространстве морского побережья и открытого моря, потом его рамки сужаются до острова, обнесенного грядой скал, затем оно перемещается под своды готического замка и еще более низкие своды подвала. Это постепенное стеснение пространственных рамок прямо отражается на эмоциональном состоянии души путешественника, передающемуся и читателю.По тому же принципу организовано и пейзажное окружение сюжета. Все это разрешается в ночном кошмаре путешественника - аллегории слепой стихийной страсти.  На вопрос борнгольмского старца-отшельника о происшествиях в этом мире путешественник отвечает прозрачным намеком на события Французской революции, так же столкнувшей в конфликте естественные права и политические обязанности, как в истории двух влюбленных столкнулись законы общественной морали и стихийная сила безрассудной страсти.

 2) «Рыцарь нашего времени».  Для понимания своеобразия эстетики романного повествования в “Рыцаре нашего времени” принципиально важна история публикации его текста . Первые восемь глав романа были опубликованы в журнале “Вестник Европы” за 1802 г. и датированы 1799 г.; заключительные пять — в 1803 г. в том же журнале; неожиданный обрыв сюжета после 13-й главы был отмечен фразой: “Продолжение следует”. Свободный, открытый финал романа-фрагмента уподоблял его жанровую форму свободе, открытости и непредсказуемости самой жизни, переносил центр тяжести повествования с события на сам процесс его развертывания во времени.  Роман “Рыцарь нашего времени” посвящен первым одиннадцати годам жизни его героя Леона, истокам формирования характера, который автору-повествователю знаком в своем окончательном, сложившемся виде. И это обусловливает важность образа времени, который является смысловым и жанровым стержнем романа. Повествователь ни на секунду не дает читателю забыть об этой основе своего повествования: первое слово романа — “С некоторого времени <...>” подхватывается своеобразным пунктиром временных фразеологизмов и восклицаний: “Красавицы нашего времени!” и т.д.     Поскольку в основе романного сюжета — формирование основ характера в раннем детстве, постольку время сдвигается относительно своего реального протекания. Минуты Леоновой жизни имеют свойство длиться, годы — лететь. Каждая из 13 глав романа — это повествование о минуте, каком-то событии, заложившем черту характера, но от главы к главе годы проносятся стремительной вереницей. И это свойство времени растягиваться и сжиматься четко продекларировано автором на страницах романа.Настоящее время повествования заключает в себе будущее, но это же настоящее время повествования с позиции героя является прошедшим, поскольку к моменту создания романа его герой уже давно стал взрослым человеком. “Первый удар рока”, “Провидение”— все эти заглавия в своей совокупности создают последовательно раскрывающуюся панораму души героя в течении субъективно переживаемого времени его жизни. Признак поэтики карамзинской художественной прозы — это субъективность авторской манеры повествования, персонифицированный автор-повествователь. И даже более того, автор — это активный центр текста, поскольку ему принадлежит функция повествования. В центре внимания Карамзина — внутренний человек, жизнь души, которая формируется под воздействием целого ряда факторов: воспитания на лоне прекрасной природы, в атмосфере нежной родительской любви, чтения, морального воздействия ближайшего человеческого окружения и тому подобных значимых обстоятельств. Закономерная связь характера со средой, влияющей на нравственный облик человека — вот, пожалуй, главная цель экскурса Карамзина в раннее детство своего героя.  Карамзин концентрирует свое внимание на тех факторах, которые оказали на нравственный облик “рыцаря” наибольшее влияние. В этом ряду — ранняя смерть нежно любимой матери, влияние друзей отца Леона,  идеальная дружба с графиней Эмилией. Совокупность всех этих факторов внешней среды, окружающей героя, способствует формированию такого нравственного типа личности, взаимоотношения которого с эпохой неизбежно должны были принять конфликтный характер.Таким образом, обращаясь к “апрелю жизни”, “весне душевной” ,Карамзин  делает первый подступ к социально-психологическому, аналитическому роману первой трети XIX в., одушевленному идеей “героя нашего времени”.


20.01.2019; 21:00
хиты: 113
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь