пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

31. Новаторский характер оды Г.Р.Державина «Фелица».

Все свойства становящейся индивидуальной поэтической манеры Державина собрались в его оде «Фелица», посвященной Екатерине II. С публикацией этой оды в 1783 г. к Державину приходит литературная слава, а к русской похвальной оде — новая жизнь лирического жанра. Начинается новая эпоха развития русской поэзии. 

В плане выражения «Фелица» полностью соответствует канонам ломоносовской торжественной оды. Тем не менее, стилевая ее форма совершенно новая.  Державин использует сюжет «Сказки о царевиче Хлоре», которую Екатерина написала для своего маленького внука Александра: дочь киргиз-кайсацкого хана Фелица и молодой царевич Хлор заняты поиском розы без шипов (аллегория добродетели), которую они и обретают, после многих препятствий и преодоления искушений, на вершине высокой горы, символизирующей духовное самосовершенствование.  Державин обращается к царице опосредованно, через ее художественный текст, чтобы по возможности избежать положенного возвышенного тона, необходимого при обращении к царственным особам непосредственно. Державин пишет оду от имени «некоторого татарского мурзы». В тексте оды имеются два плана: план автора и план героя, связанные между собою сюжетным мотивом поиска «розы без шипов». «Слабый», «развратный», «раб прихотей» мурза, от имени которого написана ода, обращается к добродетельной «богоподобной царевне» с просьбой о помощи в поисках «розы без шипов». Ода соединяет в себе этические установки старших жанров — сатиры (обличение мурзы) и оды (прославление Фелицы), некогда абсолютно контрастных и изолированных.  Впервые в оде появляется именно бытовая конкретность и достоверность облика Екатерины II в ее повседневных занятиях и привычках. Такого в русской литературе еще не допускалось. Облику добродетели противостоит в оде «Фелица» обобщенный собирательный образ порока, но противостоит только этически. Единственное, в чем заключается эстетическая разница образов Фелицы-добродетели и мурзы-порока — это их соотнесенность с конкретными личностями державинских современников. В этом смысле Фелица-Екатерина является, по авторскому намерению, точным портретом, а мурза — маска автора оды. Создавая образ мурзы, Державин имел в виду и «вообще старинные обычаи и забавы русские». В «Фелице» Державина ода и сатира сливаются в один жанр. «Фелица» Державина продолжает традиционно именоваться «одой” только за счет одических ассоциаций темы. Вообще же это — лирическое стихотворение.  Становление синтетического поэтического жанра, относящегося к области чистой лирики – вот основное достижение Державина 1779-1783 гг.


21.01.2019; 11:33
хиты: 101
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь