Сентиментализм – направление в европейской и русской литературе второй половины XVIII века, обусловленное кризисом просветительского рационализма. Это направление получило развитие в современной русской литературе. Сентиментальное начало в современной литературе сохраняет основные характеристики классического сентиментализма: в произведениях делают особый акцент на чувствительность, возникающую при их прочтении, герой индивидуализирован, его внутренний мир обогащен возможностью сопереживать, чутко откликаться на все происходящее вокруг. Присутствует ориентация на ценности, но в то же время сентиментальная ветка возможна в рамках постмодернизма.
«Здравствуй, князь!» Варламова – это сентиментальный роман. Он на грани жанров. Главный герой – Савватий (Савва, Саввушка). Это имя имеет значение «познающий». Мать Настасья посвящает сыну всю свою жизнь. Она «была она столь же хороша собой, сколь и доверчива, к ней сваталось много парней, но замуж она не выходила, а потом вдруг уехала, не сказав никому ни слова, в Заполярье. Полгода спустя у нее родился сын».
Савва весь в идеалах. «Всякий намек на какую-либо помощь Савва отверг с присущей ему решительностью. Пусть другие ищут в жизни обходных путей, а он будет штурмовать ее в лоб. Он напорист, удачлив, умен, он именно таков, как и нужно в Москве. Разумеется, его там ждут не дождутся и, как только он появится, усадят на самое почетное место». Но в Москве сначала ему не нравится. «Саввушка бродил растерянный, оглушенный, как потерявшая внезапно чутье собака. Все дразнило и раздражало его. Ему казалось, что все презирают его за нелепый провинциальный костюм и смешной портфель в руках. Москва сначала показалась безликим городом»
Потом он поступает в универ, а декан – его отец Артем. Он ученик профессора Барятина (защитник студентов и науки). Показаны два противопоставленных пространства – Москва и Белозёрск (родина матери Саввы), удалённое пространство, островок духовности. Герой хочет работать учителем в школе. Текст пронизан культурой, литературой, философией. Контекст фольклора (Иванушка-дурачок – идеальный, не такой, как все). Отца Саввы мать называла князем («Здравствуй, князь ты мой прекрасный!» - аллюзия к Пушкину). К «Сказке о царе Салтане» отсылают и перипетии жизни героев, их обращения, реплики, например, «лебедь белая», «грусть-тоска меня съедает», сказочный сказ автора-повествователя: «ладная да счастливая», «покраснела маковым цветом» и т.д. В финале герою представляется, что его «на безымянный остров...выкинуло волной». Основная тема пушкинской сказки — тема судьбы. Она прослеживается у и Варламова в этом произведении.
Повесть читается легко, при этом написана она в самых что ни на есть реалистических традициях, исторична. События и конфликты в ней типичны (что вряд ли не подтвердит каждый студент филфака 70—80-х гг. прошлого века), характеры даны в типических обстоятельствах, вполне убедительны. Перед А. Варламовым стояла задача показать становление характера Саввы. Представить, что он родился с задатками воссиять, было бы слишком просто, неубедительно. Обычного способного и любознательного мальчика, юношу, молодого человека автор показывает в череде многих известных увлечений и искушений его эпохи: несчастная первая любовь, желание пройти путь Че Гевары, банальное пьянство, бардовская культура, диссидентство. Извилистость пути героя подчеркивает значимость того, к чему он пришел. Ярко, немного комично заурядность Саввы вырисовывается в отношениях с любимой — сероглазой красавицей Олей. Практичная Оля, инициатор их студенческой семьи, держит молодого человека в руках, не понимает и не принимает его принципиальности.
Этот текст сравнивают с «Чистым понедельником» Бунина. Он культурный и ностальгический, показана Москва идеального времени (до 13 г.).
3.