Впервые о нем заговорили в период Серебряного века. (Имена Л. Андреева, Е. Замятина, М. Горького). Однако после Серебряного века понятие «неореализм» было забыто. Возобновляется интерес к этому направлению в 90-ые годы 20 века (группа во главе с О. Павловым:С.Василенко, В. Утрошенко, Л. Павлова).
Характеристика неореализма:
предмет изображения – реальность
- реальность не равна действительности (реальность – факты, а действительность – сумма реальности и духовности). Реальность и действительность соотносятся как правда с истиной
- использование натуралистических подробностей, но они не являются самоцелью (Цель – очищение души читателя)
- жизнеподобие и правдоподобие
- представление о миссии пишущего: автор хочет напомнить об истине
- усиленный автобиографизм
- цель неореалистов – познать эсхатологическую реальность (мир на пороге конца, в состоянии рубежа)
Неореализм обнаруживает тяготение к модернизму:
а) отношение ко времени (настоящее со знаком минус, прошлое со знаком плюс, будущее – со знаком вопрос)
б) культурные контексты (мифологические, символические и др.)
ПРИМЕРЫ:
О. Павлов «Конец века», «Записки из-под сапога» (автобиографические рассказы про армию).
С. Василенко «Дурочка», «Хрюша». Тоже имеет автобиографическую линию. Например, она родом из Красного Яра, откуда и многие из ее героев.
Хрюша – молодая женщина лет 30-и, абсолютно несчастлива. Её несчастность проявляется по отношению к близким. У неё комплексы, раздражительность, она хочет, что бы ее маленький ребенок видел, как режут свинью (что бы подготовить его к жестокой жизни). Это шок для мальчика, но момент очищения для героини.
Еще одна особенность – близость к потоку сознания. Культурные пласты, многочисленные отсылки.