2п. 19в – известн. отеч. писатели пробовали себя в ЛК, появл. в печатных изд. было эпизодическим, но работы пользовались интересом публики (писательский авторитет + масштабность рассматриваемых вопросов)
- для писательск. К 2п19в социокульт и исткульт контекст – выстраивание концепций св. с поиском нац характера и проблем улучш. жизни народа
- шире – нации в ситуации русской розни - стиль и жанр писат. критики в итоге опред. ее диалогичность и внеш. факторы
- 2п 19 в. – К сосредоточ. в осн. на стр газет и журналов
- это причина смеш. жанров публицистики, К, худ. литры - писательская критика сосредотач.я не только в периодике, но и в личн.письмах, воспоминаниях, художественных текстах, в паратексте (подзаголовках, эпиграфах, примечаниях, предисловиях и послесловиях, комментариях автора к своим текстам)
- характерны для пис. К жанры автокритики
- разнооб. свидет. о широком применении писателями реципиентами практически любых форм диалога
Н. С. Лесков:
- К как вариант писательск. рецепции необычна на разн ур-ях: жанровом, стилевом, композиц. и в диалогичности его Крит прозы
- настойч формир нац. идеи в ситуац. пореформенной Росс св. с сохр. народных традиций, обращ. к челику из народа
- как писат-реципиент Л стоит у ист. новой критики с субъект. и свободн. формой самовыражения в литкрит деят-ти
- эта особенность характ. для диалог в К Лескова
- он напрямую обращается к читателям или противникам
- либо делает это косвенно (адресов. можно угадать по стилю языку и др) - обращ. к оппоненту, писат. сам становится в 1 ряд с чит., ведет полемику от себя и от него вместе,
- как в фельетоне «О лжи в русской жизни» (1862), в кот. для Лескова-критика читат. становится пред-ль из народн. среды
- в нем Л обвин. совр. литру в чрезмерн. увлеч. западом - ЛК Леск. наследие вмещает много жанров: от очерка и фельетона до письма в редакцию и автокритики
- Др жанры (напр авторецензия, антикритика («Театральная хроника. Русский драматический театр» (1867), «Объяснение г. Стебницкого» (1864), «О романе "Некуда"» (1871)), писались по иной причине
- стали свидетельством его стремл. достигнуть понимания в диалоге с оппонентами,
оправдаться перед критиками и читателями,
восполнить нехватку критических текстов по поводу его собственных произведений.
- ЛЕСКОВ о Толстом.
- восторж. восприн. работы Т худож. и религ-педагогич. толка
- но в труде «Герои Отечественной войны по гр. Л.Н. Толстому» он не согл. с сужд. о Т как о «великом реалисте»
- отмечал что Т отн к тем людям что мощью разума и высоким духом «восх. к божеству»
- «Религия любви», исповедуемая Т, более соприродна христи. морали, чем «религия страха», предложенная славянофилом К. Леонтьевым
И. А. Гончаров:
- вклад в становл критич реализма
- творчво – существ. этап в развитии рус. проблемн. романа (Обломов)
- присм. к жизни народа:
- «То с грустью, то с радостью, смотря по обстоятельствам, наблюдаю благоприятный или неблагоприятный ход народной жизни» - указывал на роль Белинского в его творч. судьбе:
- «Я жил в тесном кругу, — свидетельствует он, — обращался часто с литераторами и с одними ими, и сам принадлежал к их числу, то, конечно, мне лучше и ближе видно было то, что совершалось в литературе; как мысли — о свободе проводились здесь и в Москве Белинским, Герценом, Грановским и всеми литературными силами совокупно, проникали через журналы в общество, в массу, как расходились и развивались эти добрые семена и издалека приготовляли почву для реформы».
- Рассуждения ГОНЧАРОВА о Чацком - этюд «Мильон терзаний»
- назыв. Чацкого главн. достижением Грибоедова
- вечный психологич. тип, присущ. рус. общ-ву
- при анализе того, как проявл. героич.е кач-ва Чацкого, он указывает на принцип. недостаточность лит.обработки персонажа
- полагает, что в отлич. от Печорина и Онегина, Ч смог преодолеть ист.замкнутость времени, в кот. он живет = при повторн. прочтениях можно раскр. множ-во потенц. смыслов
- рассужд. Г. о страстности, «деятельном уме» Ч и его попытках разруш. инертность общ-ва – ассоциац. связ. образ Ч с личностью Герцена и работой обществ.деятелей 1870х
К. Н. Леонтьев:
- 80е гг характ. расцв. консервативной идеологии
- Л ее отстаивал – книги
"Восток, Россия и славянство"
"Наши "новые христиане» - культура каждой циилизации прох. 3 стадии развития:
1) первичной простоты,
2) цветущей сложности,
3) вторичного смесительного упрощения - главн признак упадка (3) распростр. либеральн. и социалистич. с их культом равенства
- им Л противопост. "византизм" - сильную монархич. власть и строгую церковность
- подвергал критике религиозно-этические взгляды Толстого и Достоевского
- оба писателя подвержены влиянию идей социализма
- превращают христ-во в дух. явл., произв. от земных человеческих чувств - подлинное христианство мистично, трагедийно и страшно для челика, ибо оно стоит по ту сторону земной жизни и оценивает ее как жизнь, полную страданий и мук
- Л противник самой идеи прогресса, кот. приближает тот или иной народ к смесит. упрощению и смерти
- задержать прогресс и подморозить Россию - эта идея Леонтьева пришлась ко двору консервативной политике Александра III
- ЛЕОНТЬЕВ О ТОЛСТОМ.
- брошюра « «Наши новые христиане» (1882), 2 работы
- сомнев в обществ-религ состоятельность учений Толст и Доста
- пушкинская речь Доста + рассказ Толст «Чем люди живы» демонстр. несоверш. религ. мышления и поверхностн. знакомство с учениями отцов
- не принял толст. «религию любви», кот. искажает сущность истин. Х-ва
- худ. произв. Толст (ВиМ, АК) – велич. творения мировой литры
- статья «Два графа: Алексей Вронский и Лев Толстой» (1988)
- Л назвал главн. пороком рус. словесности «гоголевщину» - «унижение» в худож. творчве рус. действит-ти
- Толстой смог нарушить гоголевскую традицию, изобразив «высшее русское общество наконец-то по-человечески, то есть беспристрастно, а местами и с явной любовью»
- подтвержд – образ Вронского, Л воспр. его в патриотич. ракурсе – военный герой руслита
- более подробн. освещ. творчва Толст. Л. дал в работе «Анализ, стиль и веяние. О романах гр. Л. Н. Толстого» (1890).