Пушкин и Гоголь
- высказали много суждений о реалистич. творчве и путях руслита
- их следует рассматривать в кач-ве самых значительных предшественников Белинского
- они яснее представляли себе задачи реализма, чем многие современные им К
Пушкин:
- был на страницах "Московского телеграфа», «Литературной газеты», позже основал «Современник»
- статьи и отличались доброжелательн. тоном, меткостью наблюдений, точностью
- опередил теор. мысль своего времени в трактовке проблемы народности литературы
- гл критерий - угол зрения писателя, отражение им особенностей нац. характера, специфических «мыслей и чувствований», определяемых совокупностью объективных исторических признаков, — климатом, образом правления, верой («О народности в литературе», «О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова» — обе статьи 1825 г.)
- и наполнял данное понятие демократическим содержанием
- центр К Пушкина – его реалистич.творч-во, связи с традициями русской и мировой литературы
- В статьях и набросках «О французской словесности» (1820), «Причины, замедлившие ход нашей словесности» (1824), «О народности в литературе» (1826), «О русской литературе, с очерком французской» (1834)
- обсуждал вопрос о национальной самобытности русской литературы
- положение об «образе мыслей и чувствований» вело к смещению всей проблемы от источников народности к ее конкретно-историческим формам - Народность мыслится Пушкиным еще как нечто замкнутое в себе: «Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками — для других оно или не существует, или даже может показаться пороком...» (там же)
Цели и задачи поэта и поэзии
- К должна стать «наукой», основанной на изучении высоких образцов и объективном наблюдении за проявлениями современной жизни.
- К должна выделять как красоты, так и недостатки в произведениях. Полемизируя с А. Бестужевым, он утверждал, что «литература у нас существует», но «дельной критики еще нет».
- К не имеет единого фронта, не может подобающим образом оказывать влияние на общественное сознание.
- не принимал субъективизм и мелочность в журнальной критике, подчеркивал ее низкий теоретический уровень, (Ф. Булгарин и Н. Греч)
- Необходимо писать ответы на критику, исправлять «ошибочные мнения».
- В поле зрения профессионального автора должны оказываться не только высокохудожественные произведения, но те творения, которые по разным причинам пользуются популярностью
- Концепция «истинного романтизма»
- на осн. собств. творчва, одновременн. учит. опыт развития мир. литры
- свидет. о возникн. нов. типа худож. мышления
(«поэзия действительности» (И.В.Киреевский) или «реальная поэзия» (В. Г Белинский)
- преодоление романтич. односторонности и переход к «поэзии жизни действительной»
- темы: о предмете и назначении искусства, о взаимосвязи писателя и общества, об историзме и народности литературы, роли критики в развитии эстетического вкуса читателей
- От Пушкина берет начало традиция непредвзятого, чуткого отношения многих русских писателей к критике собственных произведений
Гоголь:
- в осн. обобщал собственную, новаторскую, творческую практику сатирика-реалиста. Пушкин расценивал Гоголя как яркого критика и поручил ему критический отдел в «Современнике»
- критика преимущ. художественная - «искусстве Гоголь рассуждает на языке искусства».
- К размышления отличаются яркой образностью, эмоциональностью стиля, нек. орг. по сюжетному принципу (явл. худ произ).
- с позиц. романтизма подходил и к оценке худ. произвед.
- отвергал мысль о возможной систематизации творчества (иррациональное явл)
- тезисы ранней статьи «Арабески»
- искусство предполагает созерцание и сопереживание - трактовал искусство как «выражение духа народа и эпохи»
- статья «Несколько слов о Пушкине» (1832)
- обозн. важный принцип: умение открыть глубинный смысл необыкновенного в самых обычных явлениях: «Чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него не-обыкновенное и чтобы это необыкновенное было, между прочим, совершенная истина».
- главная черта совр. лит эпохи – стремление «к самобытности и собственной национальной поэзии» («О малороссийских песнях»), причем высшей формой выражения национального сознания становится для него творчество Пушкина.
- ст: «Несколько слов о Пушкине» дана самая высокая оценка художественным открытиям автора «Бориса Годунова» и «Евгения Онегина»: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».
- Г давал глубокую, прогностическую оценку пушкинского творчества, именно с ним связывая будущие судьбы русской литературы.
- ст: о Пушкине критик формулировал положение о том, что «истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа»
- видел народность искусства в выражении народной точки зрения: «Поэт даже может быть и тогда национальным, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами...».
- Г волновала проблема национальной специфики русской литературы.
- статья «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность»
- «Несмотря на внешние признаки подражания, в нашей поэзии есть очень много своего». «Самородный ключ» нашей поэзии проявляется и в наших народных песнях, и в пословицах, «в которых видна необыкновенная полнота народного ума», и «в самом слове церковных пастырей - слове простом, некрасноречивом, но замечательном по стремлению стать на высоту того святого бесстрастия, на которую определено взойти христианину».