- развитию ЛК способств всплеск журнальных изданий – к 1760 – нач 70х
- большинство изд. имело сатирическую окраску
- издания:
- «Всякая всячина» (1769),ЕII
- «Трутень» (1769), Новиков
«Пустомеля» (1770) Новиков
«Живописец» (1772) Новиков
- «Адская почта» (1769) Эмин
- полемика между Трутнем и Всячиной – видвигаются вопросы сатиры
- что должно быть объектом сатиры?
- в какой мере она допустила в периодич. изданиях? - Всячина отстаив. сатиру «в улыбательном духе», не затрагив. отдельные лица
- рекоменд. писать о чел. слабостях не касаясь при этом вопросов обществ. жизни - ( полемика с Е II) Новиков утвержд.необходимость острой соц. сатиры, в т.ч. сатиры на лица
- изд. Всячины стремил. навязать предст. о иерархии в совр литре:
- главн. объект нападок – Тредиаковский
«Тилемахида – средство от бессонницы» - поддержку изд. Вс. получал придв. поэт-одописец В.П.Петров - «наследник Ломоносова»
- перемещ крит. споров в журналы требовало обновления форм ЛК
- «рассуждения», «эпистолы «критики», «письма» вытесняются жанрами рецензии, литературного фельетона, критической заметки, обозрения, которые лишь к концу 18в. (Карамзин)
ЛЕКЦИЯ ЛАРИНА:
- появл. журналы – происх. трансформация в ЛК
Новые тенденции:
- ориентация на сатиру
- полемич. функция сочетается с информатив. (идеологическое направление)
- подробн.разбор часто уступает место сжатыми сводками о новостях литры
1769 – журнал «Всякая всячина».
- призыв присылать материалы в журнал // издавать аналогичные журналы.
Цель: необходимость исправлять пороки, воздействовать на широкую публику.
Появился ряд журналов: «Трутень», «Пустомеля», «Живописец» (Новико́в), «Адская почта» (Эмин), "Смесь»
Два лагеря: «Всякая всячина» (инициатор – Екатерина II), остальные журналы выступали в качестве идеологич. оппонентов.
Два ключевых вопроса обсужд.:
- какой должна быть сатира? можно критиковать общий порок или конкретное лицо?
ВВ: общие.
Ост.: частности. В «Трутне» Новиков ссылается на практику комедии Мольера: критика на лицо больше подействует («Скупой»).
Позиция ВВ была непоследовательна. Критиковала Тредиаковского достаточно серьезно. Имя Тредиаковского превратилось в символ скуки и бездарности (педантизма). Позже – повод для полемической борьбы.
Защищая «Трутень», начали едко и язвительно отзываться о В. Лукине.
Защита Тредиаковского – попытка продемонстрировать свою самостоятельность и отказаться от навязываемой официозным изданием точки зрения. Но заслуги Тредиаковского и правда нельзя было недооценивать.
- споры о репутации авторов:
- В.П. Петров. сомнит. автор, популярносый и заслужив. первой одой благоволение Екатерины и её окружения. Петров был объявлен преемником Ломоносова. Петров получает статус официального поэта, становится переводчиком при кабинете Екатерины, становится её личным чтецом. - «Антидот» – ответ на сочинение французского аббата «Путешествие в Сибирь». Речь о состоянии современной РЛ: самые лестные оценки – за Петровым остаются. Есть имена Прокоповича, Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, но они не удостаиваются высокой оценки.
- Формируется позиция, где есть Петров, а остальные – слабые подражания.
- Оппозиционные журналы: делают попытку быть объективными. Развенчивают Петрова, не стесняясь в выражениях («Смесь» - сатирические портреты – самолюбивый портрет – Клеон-Петров) – стилистически не упорядочен язык, нападки больше на личность.