|
2. Национальное своеобразие русской литературной критики Отличия в России и в Европе в общественной жизни:Европа:
- Зап.Евр: средн. века – появл. развитые формы гуманитарн. культуры – последств. Возрождения
- Белинский противопоставлял древн.греков совр. Европе: «жизнь греков отличалась… искусство было религией, художник был гражданином, в новом мире ученый дичится свету художник живет в несовременных интересах общества, литература раздроблена, знают одну область, но не знают другую - люди».
- гум. науки способств. разобщению:
- в журналистике худ. литра отделяется от публицистики и критики
- личн. жизнь отделяется от жизни обществ. у художников и публицистов
- усложняется культура
- отделение личн. жизни тех, кто с культурой связан, от жизни естественно
- усиливается этикетность, индивид. чувства скрываются
- усиливается ритуальность, вежливость
- эти формы бытового поведения отделяют одного человека от другого
- поствозрожденческое развитие личности – отчуждение между людьми, развитие эгоизма, бо́льшие масштабы –в 20в.
Россия:
- русская жизнь – целостная, но неустойчива. Реформы ПI пытались пошатнуть обществ. устои, но вся Россия не поддалась
- происходит процесс расслоения: двор-во отдел. от чиновн, народа – сохр. патриарх-ть
- 19 в – трижды созд. условия когда слои образ. общва были охвачены идеей нац.
- нашествие Наполеона
- реформы АII – крепостное право
- борьба за освобожд. южных славян
- демократиче. настроен. люди верили, что рус.нация заинтересована в преобразованиях: существуют общенац. интересы и цели – забвение внутренних противоречий
- молодое росс. государство восприним. как страну будущего – все впереди – концепция Москва – Третий Рим
Отличия Запада и России (19в.!)
Запад
|
Россия
|
1)
ЛК - журнальная наука об искусстве.
- ориентир. на произв. литры и иск-ва.
- если выдвигались нравств. проблемы, то всегда акцентировалось внимание на том, что искусство воздействует на жизнь.
|
1)
Ориентация на жизнь, на отображение жизни в искусстве.
В. Майков «Нечто о русской литературе»: «Гоголь – поэт по преимуществу социальный, а Достоевский - …; для другого общество интересно по влиянию на личность индивидуума».
|
2)
общество интересно из-за влияния его на личность.
|
2)
Для большинства русских критиков человек важен как представитель общества.
|
3)
З.критики не являлись сторонниками иск-ва, всегда обращались к эстетике
|
3)
этика
Очень много поэтому публицистического – публ. отступлений, этического анализа.
|
4)
Ориентация на писателей, знатоков, на квалифицированных читателей. Во многих статьях авторы дают указания, как творить в будущем, показывают развитие критики.
|
4)
ориентация на широкие читательские круги. Сами прогнозируют жизнь и обращаются к массовому читателю, а не к писателям. Поэтому много в статьях ритор.вопросов, обращений к читателю, прямая пропаганда идей, мало советов писателям(как писать и т.д.)
|
5)
более спокойное отношение к жизни и литературе. З.критики больше изучают, но ничего не изменяют
|
5)
большая общественно-публицистическая активность. Она связана с необходимостью изменить жизнь, ход истории.
|
6)
обращают внимание на поэтику произведения, худ.аспекты, худ аспект на первом плане
|
6)
стирают грань между действит-ю и иссквом ,
игнорят специфику лит. текстов
утрированное отношение в письме Белинского к Водкину 47г.: «Ты, Васенька, сибарит-сластена… повесть была истинна, не впадала в аллегорию… главное, чтобы она вызывала вопросы, производила на общество нравственной впечатление… я не читаю её, а пожираю»
большая роль – публицистическим отступлениям, анализу нравственных проблем, разговору на социально значимые темы
|
7)
критика ближе к науке
|
7)
ближе к публицистике
|
8)
Дифференциация различных сфер науки и искусства приводит к нежеланию обобщать до грандиозных размеров. Обращают внимание на частное, отдельное, оригинальное.
|
8)
крупномасштабность суждений, идей, идеалов. Рассуждают в масштабах науки, народа, мира.
|
9)
Жанры:
А) лит.портрет
Б) монографическая рецензия
|
9) жанры:
А) проблемная статья
Б) обзорная статья
|
10)
выделение личностного начала. Западные критики работали под маской, которая отделяла личность критика от реального человека. Субъект двоения и человек.
|
10)
преобладание «мы» над «я»
Приобщенность критика к науке, миру, общ.группе. оглядывается всегда на нужды народа его мнение. Писателей, читателей критик тоже будет приобщать к какой-либо группе, коллективу.
|
11)
Этикетные, вежливые формы, которые скрывают от читателя интимных сторон жизни писателя. Считались неудобны лирические излияния о сомнениях, слабостях, событиях из жизни писателя. Соблюдают общепризнанные нормы и надевают на себя «маску», которая отделяет писателя от его реальной личности.
|
11)
предельная откровенность суждений, которая выражается в лицемерной прямоте похвал, резких суждений (осуждений).
Пред.откровенность выражалась в единстве слова и дела, жизненного поведения и идеалов.
Белинский писал Кавелину об отличительной черте своей критики: «Я знаю, что моя сила не в таланте, а в страсти… моя статья и я всегда нечто нераздельное». Герцен о К.Аксакове: «за свою веру он пошел бы на плаху…»
|
12)
стилистическое и композиционное совершенство, обдуманность, отточенность формулировок
|
12)
хаотичность, экспромтность, некоторые стилистические ляпы (со временем они редакторами устранялись, но их можно встретить)
Статья Григорьева: рассуждает о героях романа «Обломов», о Пшеницыной, но называет её другим именем – героини «Женитьбы» Гоголя. Сам Белинский понимал особенность свою и в статье к Водкину: «лучшие мои статьи необдуманны… это импровизация»; «преуморительный уродец выйдет из него (из текста)… у нас это в моде»; А. Григорьев: «статья моя явилась на свет… в муках раскаяния… неправильным эмбрионом»; Страхов о Григорьеве: «начиная свою статью, он никогда не знал её до конца».
|
Вывод: можно говорить об умеренности и тонкости западных критиков.
|
Вывод: можно говорить о страстности, экстремизме и с др.сторонырус.критики предпочитают называть вещи своими именами.
А откровенность в сочетании с демократичной идеологией создают уникальную черту – «больную совесть» - шизоидное расстройство личности, которое возникает из-за невозможности сделать то, что хочется.
|
25.06.2021; 05:48
хиты: 36
рейтинг:0
|
|
|
|