Основную трудность в постановке вопросов для учащихся составляет точка зрения (отсчета) в анализе (размышлении) над тем или иным эпизодом. Вот почему вначале необходимо определить, что именно и почему мы будем анализировать, какова цель в приобретаемом в результате размышления знании, каким образом достигнуть убедительности в рассматриваемом эпизоде, главе или произведении в целом.
Во-первых, необходимо руководствоваться Программой Министерства РФ, которая рекомендует те или иные аспекты в изучении произведения, приводит темы уроков.
Тему урока необходимо проанализировать, подобрав список литературы по предлагаемой теме, а также познакомиться с методическими разработками урока или всей темы в целом, далее соотнести общую идею урока со знанием конкретных особенностей класса или возрастом учащихся данной группы.
Итак, логика постановки вопросов определяется задачей (целью) урока. Однако основное правило эвристической и любой другой беседы в классе одно: идти от простого (наблюдения) к сложному (выводу). Здесь мы не берем вопросы – цели познания, речь идет о построении вопросов к смысловым частям произведения. Простыми для школьника являются наблюдения над картиной (описание природы, образа человека, животного, пространства т.д.), поэтому первые вопросы, как правило, начинаются со слов:
Каким предстает герой?
Что он говорит?
Как характеризует его манера говорить (одеваться) и т.д.?
Вторая часть вопросов (а, по сути, он всегда один) – это вопрос, который подводит итог всему разговору и может иметь следующую форму:
Как следует относиться к герою?
Второй подвопрос уже обращен к индивидуальности учащегося и нацелен на вычленение читательского восприятия, что очень важно на этапе воспитания эстетического вкуса у школьника, познания его личных особенностей, т.к. личность учащегося обогащается новым знанием и строит свою индивидуальную шкалу ценностей относительно новых, впервые приобретаемых, знаний о мире и человеке. Эта индивидуальность в дальнейшем будет совершенствовать собственное знание и строить следующие умственные построения относительно уже приобретенных и составивших для учащегося научную базу знаний.
Вопросы для осмысления текста.
1. Простые вопросы: вспоминают, воспроизводят ин-фу.
2. Уточняющие вопросы: это реализация обратной связи.
3. Объясняющие вопросы: почему? причинно-следственные связи.
4. Оценочные вопросы: почему это хорошо, а это плохо?
5. Практические вопросы: как бы вы поступили? поставьте себя на место героя.
6. Творческие вопросы: что изменилось бы, если бы…? как герой поступит?
21.